Информация » Психология как наука » Историческое преобразование определений предмета психология

Историческое преобразование определений предмета психология
Страница 1

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин:

1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга.

2. В психологии как бы сливаются объект и субъект познания.

3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. И эти следствия качественно отличаются от результатов других наук. Ведь познать нечто - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. А в случае психологии это значит - научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями. При этом познавая себя, человек будет себя изменять. Следовательно, психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Онлайн игра Дикие Двойки http://asino-zeon.com/igry-kazino/dikie-dvoyki/ новые дикие карты.

В истории психологии сложились различные представления о предмете психологии.

Душа как предмет изучения. Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Явления сознания как предмет психологии. В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями. В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли). Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж.Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера. Но до сих пор по сложившейся векам традиции, за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

Таким образом, психология в своем развитии прошла несколько этапов:

1 этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап - психология как наука о поведении. Возникает в ХХ веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, - а именно, поведение, поступки и реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году основанием в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В 1885 году В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Страницы: 1 2


Методика Кеттелла
Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту. В 1970 году было опублик ...

Самосознание как объект психодиагностики
Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Но самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, “Я-образом” или “Я-концепцией”. Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения “чистого Я” (познающего) и “эмпирического Я ...

Общая характеристика детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возра ...