Цель и гипотеза определили постановку следующих задач:
1. Изучить и систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.
2. Определить сущность понятия «ценностные ориентации» личности.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.
4. Разработать рекомендации по формированию ценностных ориентаций у детей в начальной школе.
Практическая значимость. Данные результаты исследования можно использовать как фактический материал для психологов, педагогов, родителей и т.д. А также заключается в возможности расширить взгляд на проблему ценностных ориентаций и социальной адаптации подрастающего поколения, и в частности, на разработку эффективных программ по воспитанию у младших школьников общественно значимых ценностей и помощи в социальной адаптации подрастающего поколения к новым условиям жизни.
Данная работа выполнена на основе изучения данных периодической печати, различных монографий и т.д.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, беседа, наблюдение, психодиагностики: методика СЖО (автор Д.А. Леонтьев) по проблеме исследования смысложизненных ориентаций, методика «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич); статистическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в СОШ № 44 города Набережные Челны, Республика Татарстан.
Положения, выносимые на защиту:
1. К ценностям, в первую очередь, следует отнести здоровье человека, его близких и окружающих, сохранение природного мира, гармонию человека с природным и социальным миром, сохранение жизни на Земле, красоту природы, активную, деятельную жизнь. Все это играет существенную роль в становлении личности молодого человека, является основой для выбора образа жизни, профессионального и жизненного пути.
2. Ценностные ориентации выражают положительную или отрицательную значимость объектов, предметов или явлений окружающей действительности для человека. Они играют решающую роль в саморегуляции, самоопределении, самореализации личности, определяют цели и средства деятельности, а также ее способность к рефлексии.
3. Развивающие программы позволяют добиться позитивной динамики ценностных ориентаций младших школьников.
Психологические характеристики МГ
Характеристики группы
1. Композиция
– состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).
Групповые структуры
2.Социометрическая структура
– совокупност ...
Целостно-динамическая теория мотивации А. Маслоу
К движению, названному гуманистической психологией, принято относить концепции А. Маслоу (1908-1970). Маслоу разработал целостно-динамическую теорию мотивации. В своей книге “Мотивация и личность” (1954) он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит ...
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Понятие
нарушение опорно-двигательного аппарата. Группы нарушения опорно-двигательного
аппарата
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Среди них условно можно выделить 4 группы (29):
1. Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы:
—головного мозга (детский церебральный пар ...