а) участие специалиста психолога в производстве процессуальных действий (ст. 133 УПК РФ);
б) назначение и производство судебных экспертиз (ст. 78 УПК РФ).
Специалист-психолог – это лицо, сведущее в области психологии, приглашенное для участия в проведении следственных действий. По УПК РСФСР специалист может участвовать в допросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет (ст. 133), а по усмотрению следователя от 14 до 16 лет (ст. 159, 285, 397), выемки и обыски (ст. 170), осмотре (ст. 179), осмотре трупа (ст. 180), получении образцов для сравнительного исследования (ст. 186 УПК РСФСР).
В статьях, регулирующих порядок допроса, участие специалиста не оговаривается, исключение составляет лишь обязательное привлечение педагога к допросу несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет и факультативное участие специалиста (педагога) в допросе свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (ст. 159 УПК РФ). УПК РФ требует обязательного участия педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) старше 14 лет, если он признан умственно отсталым (ст. 397 УПК РФ). На наш взгляд, участвующий в уголовном судопроизводстве педагог или врач привлекается для решения психологических задач, лишь при достаточной психологической подготовке.
Специалист психолог может принять участие в осмотре, в том числе в осмотре места происшествия до возбуждения уголовного дела.
Наиболее эффективной могло бы быть участие психолога в осмотре места происшествия по делам об убийствах, изнасилованиях, посягательствах на общественное и. личное имущество граждан.
Целесообразным является участие психолога в осмотре места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), он может оказать помощь в воспроизведении психологической стороны происшествия. Участие специалиста-психолога будет ценным в допросе свидетелей, потерпевших, при очной ставке, следственном эксперименте и др. процессуальных действиях. Психолог помогает более эффективно провести допрос лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, особенно такая помощь необходима при допросах умственно отсталых субъектов.
Специалист-психолог помогает следователю установить психологический контакт с допрашиваемым (обвиняемым, свидетелем, потерпевшим, и др.), оказать активное психологическое воздействие на лицо, подлежащее допросу, выявить отдельные качества и психологические особенности субъекта расследования (темперамент, характер и др.).
Психолог может участвовать в обыске, с его помощью будут определены возможные места сокрытия поиска, психологические особенности личности обыскиваемого (характер, темперамент; тип мышления и др.), его реагирование на действия следователя.
Необходимо участие психолога в предъявлении для опознания. Психолог обращает внимание на следователя, на особенности личности опознающего, определяет тип опознания, помогает ликвидировать конфликтные ситуации, установить психологические барьеры для опознания и т.п.
Специалист-психолог может участвовать во всех следственных действиях по усмотрению органа, ведущего расследование.
Развитие педагогической толерантности учителей средней общеобразовательной
школы. Процедура эмпирического исследования
В эксперименте приняли участие педагоги средних общеобразовательных школ гг. Коряжмы, Котласа Архангельской области в количестве 286 человек и 50 студентов Коряжемского филиала Поморского государственного университета им М.В. Ломоносова. Исследование проводилось в соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, и проходило с 2 ...
Причины возникновения
девиантного поведения
В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося пов ...
Понятие о душе у Т. Гоббса
Гоббс сравнивает государство с библейским чудовищем - Левиафаном, стремясь подчеркнуть безграничность и абсолютный характер его власти, опирающейся не на право, а на силу. В тоже время, сравнивая государство с человеком, он отмечает, что властитель - это его душа, ибо только благодаря властителю государство приобретает единую волю, подо ...


