Информация » Психологические подходы к депрессии » Многофакторная модель аффективных расстройств А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян

Многофакторная модель аффективных расстройств А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян
Страница 1

В отечественной клинической психологии А.Б Холмогорова и Н.Г. Гаранян предложили гипотетическую многофакторную модель депрессивных расстройств (1998). Эта модель рассматривает психологические факторы разного уровня - макросоциального, семейного, интерперсонального, личностного, когнитивного и поведенческого. В основе этого подхода лежит представление о том, что биологическая уязвимость выливается в болезнь только при условии воздействия неблагоприятных социальных и психологических факторов [9].

С точки зрения А. Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян в современной культуре существуют достаточно специфические психологические факторы, способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно затрудняющие их психологическую переработку. Это особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях, как отражение более широкого социума. Затем эти установки становятся достоянием индивидуального сознания, создавая психологическую предрасположенность или уязвимость к эмоциональным расстройствам.

Эмоциональные нарушения, тесно связаны с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерными для нашей культуры. В таблице 2 показано, как эти ценности преломляются затем в семейных и интерперсональных отноше­ниях, в индивидуальном сознании, определяя стиль мышления, и, наконец, в болезненных симптомах. В таблице достаточно условно связан тот или иной тип ценностей и установок с определенными синдромами — депрессивным, тревожным, соматоформным. Разведение это достаточно условно, и все выделенные установки могут присутствовать при каждом из трех анализируемых расстройств. Речь идет лишь об удельном весе тех или иных установок, о тенденциях, но не о жестких причинно-следственных связях определенной установки с определенным синдромом [9].

Объекты

Иссле-ия

Уровни

исследования

Эмоциональные расстройства

депрессивные

тревожные

соматоформные

Макросоциаль-ный

Социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций и затрудняющие их переработку

Культ успеха и достижения

Культ силы и конкурентность

Культ рацио и сдержанность

Семейный

Особенности семейной системы, способствующие индуцированию, фиксации и трудностям переработки отрицательных эмоций

Закрытые семейные системы с симбиотическими связями

Высокие родительские требования и ожидания, высокий уровень критики

Недоверие к другим людям (вне семьи), изоляция, сверхконтроль

Игнорирование эмоций в семейных отношениях и запрет на их проявление

Межличностный

Трудности в построении близких отношений с людьми и получении эмоциональной поддержки

Высокие требования и ожидания от других людей

Негативные ожидания от других людей

Трудности самовыражения и понимания других

Личностный

Личностные установки, способствующие негативному восприятию жизни, себя, других и затрудняющие самопонимание

Перфекционизм

Скрытая враждебность

«Жизнь во вне» (алекситимия)

Когнитивный

Когнитивные процессы, стимулирующие отрицательные эмоции и затрудняющие самопонимание

Депрессивная триада

Тревожная триада

«Чувствовать опасно»

Абсолютизация

Преувеличение

Отрицание

Негативное селектирование, поляризация, сверхобобщение и т. д.

Операторное мышление

Поведенческий и симптоматичес-кий

Тяжелые эмоциональные состояния, неприятные физические ощущения и боли, социальная дезадаптация

Пассивность, тоска и недовольство собой, чувство разочарованности в других

Поведение избегания, ощущение беспомощности, тревога, страх критического отношения к себе

Эмоции гуммируются и переживаются на физиологическом уровне без психологических жалоб

Страницы: 1 2


Детство
Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г., в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но, несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении. ...

Психогидравлическая модель общества
В рамках психоанализа любое общество имеет два варианта развития, в зависимости от репрессивного (подавляющего) отношения общественной морали к сексуальности индивида, или пермиссивного (разрешающего) отношения. В первом случае общество с помощью всех социальных механизмов воспитывает человека в ханжески-ограничивающей атмосфере по о ...

Структурирование времени
Hаши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей - "признание" - имеют большое значение в жизни человека. В связи с этим мы задаем вопрос: "Как ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное ...