В отечественной клинической психологии А.Б Холмогорова и Н.Г. Гаранян предложили гипотетическую многофакторную модель депрессивных расстройств (1998). Эта модель рассматривает психологические факторы разного уровня - макросоциального, семейного, интерперсонального, личностного, когнитивного и поведенческого. В основе этого подхода лежит представление о том, что биологическая уязвимость выливается в болезнь только при условии воздействия неблагоприятных социальных и психологических факторов [9].
С точки зрения А. Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян в современной культуре существуют достаточно специфические психологические факторы, способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно затрудняющие их психологическую переработку. Это особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях, как отражение более широкого социума. Затем эти установки становятся достоянием индивидуального сознания, создавая психологическую предрасположенность или уязвимость к эмоциональным расстройствам.
Эмоциональные нарушения, тесно связаны с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерными для нашей культуры. В таблице 2 показано, как эти ценности преломляются затем в семейных и интерперсональных отношениях, в индивидуальном сознании, определяя стиль мышления, и, наконец, в болезненных симптомах. В таблице достаточно условно связан тот или иной тип ценностей и установок с определенными синдромами — депрессивным, тревожным, соматоформным. Разведение это достаточно условно, и все выделенные установки могут присутствовать при каждом из трех анализируемых расстройств. Речь идет лишь об удельном весе тех или иных установок, о тенденциях, но не о жестких причинно-следственных связях определенной установки с определенным синдромом [9].
|
Объекты Иссле-ия Уровни исследования |
Эмоциональные расстройства | ||
|
депрессивные |
тревожные |
соматоформные | |
|
Макросоциаль-ный |
Социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций и затрудняющие их переработку | ||
|
Культ успеха и достижения |
Культ силы и конкурентность |
Культ рацио и сдержанность | |
|
Семейный |
Особенности семейной системы, способствующие индуцированию, фиксации и трудностям переработки отрицательных эмоций | ||
|
Закрытые семейные системы с симбиотическими связями | |||
|
Высокие родительские требования и ожидания, высокий уровень критики |
Недоверие к другим людям (вне семьи), изоляция, сверхконтроль |
Игнорирование эмоций в семейных отношениях и запрет на их проявление | |
|
Межличностный |
Трудности в построении близких отношений с людьми и получении эмоциональной поддержки | ||
|
Высокие требования и ожидания от других людей |
Негативные ожидания от других людей |
Трудности самовыражения и понимания других | |
|
Личностный |
Личностные установки, способствующие негативному восприятию жизни, себя, других и затрудняющие самопонимание | ||
|
Перфекционизм |
Скрытая враждебность |
«Жизнь во вне» (алекситимия) | |
|
Когнитивный |
Когнитивные процессы, стимулирующие отрицательные эмоции и затрудняющие самопонимание | ||
|
Депрессивная триада |
Тревожная триада |
«Чувствовать опасно» | |
|
Абсолютизация |
Преувеличение |
Отрицание | |
|
Негативное селектирование, поляризация, сверхобобщение и т. д. |
Операторное мышление | ||
|
Поведенческий и симптоматичес-кий |
Тяжелые эмоциональные состояния, неприятные физические ощущения и боли, социальная дезадаптация | ||
|
Пассивность, тоска и недовольство собой, чувство разочарованности в других |
Поведение избегания, ощущение беспомощности, тревога, страх критического отношения к себе |
Эмоции гуммируются и переживаются на физиологическом уровне без психологических жалоб | |
Произвольное и непроизвольное внимание
Со стороны качественной эмпирическая психология характеризовала внимание как непроизвольное и произвольное. Первым типом внимания обычно считали такие акты, которые возникали в ответ на какие-нибудь внешние раздражения, привлекающие нас своей чрезмерной силой, интересом или выразительностью. Если, сидя в тихой комнате, я весь обращаюсь ...
Развитие познавательных процессов умственно
отсталых школьников. Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания [15].
Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Ум ...
Система эмоционально-волевой подготовки (эвп)
спортсменов
Система эмоционально-волевой подготовки состоит из 10 этапов, которые, в конечном счете можно свести к 5 основным подзадачам: 1) изучение личностных качеств спортсмена; 2) обучение успокаивающему варианту аутогенной тренировки; 3) обучение мобилизующему варианту; 4) применение ЭВП до, во время и после тренировок и соревнований (здесь ав ...


