Информация » Рисуночный тест-как метод психоанализа » Интерпретация теста "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"

Интерпретация теста "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"
Страница 4

1) испытуемый может стереть нарисованную деталь частично или полностью;

2) может вычеркнуть одну из основных деталей рисунка.

Примеры акцентирования на такой детали дома, как труба на крыше:

а) над трубой изображаются густые клубы дыма;

б) тщательно прорисовывается сама труба и (или) материал, из которого она сделана;

в) выделяется контур трубы.

Подобное акцентирование может обозначать определенную озабоченность мужским сексуальным символом и другие проблемы подобного рода.

4. Последовательность деталей. Здесь основное внимание уделяется реальной последовательности в рисовании деталей дома, дерева и человека. Необходимо отметить, что любое изменение обычного порядка изображения деталей будет забыто, если не делать своевременных записей. Оказалось, что большинство испытуемых при выполнении рисунка дома придерживаются следующей последовательности: сначала они рисуют крышу, затем стену (стены), потом дверь и окно (окна) или окно (окна) и дверь. Или; сначала - линию основания, затем стену (стены), крышу и т. д. Было установлено, что неуверенные в себе испытуемые иногда изображали одну деталь отдельно от другой или от рисунка в целом без учета связи между ними, а иногда - симметрично (две трубы, два окна, две двери и т.д.).

Последовательность деталей рисунка дома, при которой дверь или окна первого этажа изображаются в последнюю очередь, можно назвать патоформной. Она подразумевает:

а) отвержение межличностных контактов;

б) стремление избегать контакта с реальностью.

Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: сначала рисуется ствол, затем ветви и крона и (или) листва (в более или менее в реальном виде). Или: сначала - макушка дерева, затем ветви (подразумеваемые, изображаемые, например, штриховкой или нарисованные в реальном виде), ствол и основание ствола. Предполагается, что ветви дерева символизируют взаимоотношения испытуемого с окружающим миром и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует чувства испытуемого, касающиеся его основных способностей, личного потенциала - степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.

В большинстве случаев человек изображается в следующей последовательности: сначала рисуют голову, затем черты лица (глаза, нос и т.д.), потом шею, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д.

Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать:

1) о тенденции отвергать воспринимаемые органами чувств внешние стимулы;

2) о желании оттянуть насколько возможно идентификацию нарисованного человека.

Любые отклонения от нормальной последовательности - включая:

1) необычный порядок изображения;

2) произвольный возврат к ранее нарисованному либо с последующим стиранием, либо с перерисовыванием;

3) подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся) - должны расцениваться как патоформные.

Исследователю необходимо попытаться определить, вызвано ли отклонение от нормальной последовательности рисования деталей только снижением базовой интеллектуальной работоспособности (например, в случае явной умственной отсталости) или колебаниями, нерешительностью, причина которых заключается в неких эмоциональных расстройствах или органических изменениях и представляет собой изменения в структуре личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Основные уровни и виды мышления. Обзор и описание различных видов мышления, его уровни
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Различным может быть их познавательное значение. Неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения. И системы мыслительных операций, посредством которых ученый мож ...

Технология проблематизации, способствующая ослаблению мыслительных стереотипов, и ее роль в профессиональном общении социального работника. Приемы и средства ослабления мыслительных стереотипов в п
На протяжении своей жизни мы часто сталкиваемся с употреблением слова "проблема" и обычно понимаем под ним либо трудную головоломную задачу, для которой не так просто найти решение, либо какое-то внезапно возникшее затруднении. Например, вы не выполнили домашнее задание и приятель спрашивает: "Что, проблема?". Мы буд ...

Источники формирования аутогенной тренировки
Рассматривая аутогенную тренировку как синтетический метод, можно выделить пять основных источников, с которыми в той или иной степени она связана и на основе которых сформировалась в ее современном виде: это практика использования самовнушения так называемой малой нансийской школой (Ch. Baudouin, E. Coue), эмпирические находки древнеин ...