Информация » Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных этапах брака » История возникновение и современные трактовки понятия эмпатия

История возникновение и современные трактовки понятия эмпатия

Проблема эмпатии личности приобретает особую актуальность в связи с общими тенденциями психологии современного общества, которое становится всё более жёстким, рациональным, прагматичным. С этой точки зрения развитие эмпатии у личности представляется своего рода социальным заказом, так как оно ведёт к решению целого ряда психологических проблем, в том числе к снижению уровня агрессии и к профилактике межличностных конфликтов в обществе.

Функционирование эмпатии определяется ценностями и мотивационными установками личности. Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми; проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям; ведёт к развитию гуманистических ценностей личности; сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих её признаков.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвящённых проблеме эмпатии, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры данного феномена. Одними авторами она определяется, как способность личности проникать в психику другого человека, с помощью вчувствования субъекта в себя или в объект, другими – как процесс, свойство, состояние психики.

Изначально термин «эмпатия» понимался как симпатия, вчувствование и был созвучен таким понятиям как «сопереживание», «сострадание. Американские психологи конца ХIХ – начала ХХ века значительно дополнили исследования философов эстетиков в изучении симпатии, придали ей социальный статус, указали на её регулятивную функцию (улучшение отношений между людьми), определили взаимосвязь между чувственным восприятием и физическим поведением человека, выделили компоненты эмпатии: когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий; психологические механизмы её развития: заражение, подражание, проекцию, интроекцию, идентификацию и др. и процессы её проявления: симпатию, сочувствие, сопереживание, содействие.

В психологию термин «эмпатия» ввёл в 1909 году американский психолог Э. Титченер, что в переводе с немецкого слова еinfuhlung – «вчувствование в .». В словарях английского языка понятие «эмпатия» впервые появилось в 1912 году. В зарубежной психологической литературе оно получило распространение в начале 50-х годов XX века.

В отечественной психологии эмпатия рассматривается как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство. Ряд психологов, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатийного взаимодействия. Особый интерес представляют работы, в которых эмпатические переживания рассматриваются как мотив альтруистического поведения. В исследованиях, изучающих помогающее поведение и эмпатию, представляет интерес подход, в котором выделяют действенную эмпатию, характеризующуюся активным содействием, помощью другой личности или группе.

Анализ психологической литературы по проблеме эмпатии позволил структурировать и выявить следующие подходы к её исследованию в зарубежной и отечественной психологии: аффективный, аффективно-когнитивный, когнитивный, интегративный.

На основе выявленных подходов к изучению эмпатии мы выделили структуру данного феномена, которая включает в себя: познавательные, эмоциональные процессы, личностно-мотивационные компоненты и поведенческие формы проявления.

В результате анализа специальной литературы по проблеме эмпатии выявлена четырёхкомпонентная структурно – теоретическая модель эмпатии, которая включает в себя следующие компоненты и их составляющие:

когнитивный компонент, в который вошли познавательные процессы, характеризующие способности личности, как: эмоциональное восприятие, эмоциональная память, воображение, интуиция;

эмоциональный компонент, включающий в себя эмоциональные процессы, характеризующие свойства личности такие, как: эмоциональная чувствительность (сензитивность), эмоциональное состояние;

личностно - мотивационный компонент, в состав которого вошли – черты личности и особенности мотивации, определяющие направленность личности по отношению к другой: доброта, отзывчивость, толерантность, желание помогать, социальный интерес;

поведенческий компонент включает поведенческие формы проявления эмпатии, характеризующие коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: симпатию, сочувствие, сопереживание, содействие.

Результаты теоретического анализа позволили нам сформулировать определение эмпатии, которое звучит следующим образом:

Эмпатия – это полисистемное комплексное психологическое явление, характеризующее целостную личность, подразумевающее когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий компоненты, позволяющее эмоционально воспринимать, адекватно интерпретировать и отзываться на эмоциональное состояние и аффективные ориентации другого в форме сопереживания, содействия.

Теоретические исследования психологических подходов к проблеме эмпатии позволяют подчеркнуть историческую взаимосвязь философского осмысления и психологических исследований эмпатии, а так же углубить и расширить представления об эмпатии и её структуре. (12, с. 147-156)


Методики психодиагностики самосознания
В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизованные самоотчеты в форме описаний и самоописаний (тест-опросники, списки дескрипторов, шкальные техники), свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репе ...

Рисуночный тест – как метод психоанализа. Выделенная деталь рисунка
Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик. Желание “натянуть” психологические особенности человека, его внутренннее состояние в данный момент ...

Теоретико-методологические основы исследования проблем ценностей и ценностных ориентаций. Теоретические подходы к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций
Как самостоятельная научная проблема, вопрос о ценностных ориентациях стал обсуждаться в психологии давно. Неоднократно учёные и мыслители обращались к понятию ценностных ориентаций. За это время появилось много различных точек зрения на сущность ценностных ориентаций, от чисто биологических, до социально-экономических и философских. И ...