Информация » Особенности развития речи у младших школьников » Практическая часть. Изучение словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи

Практическая часть. Изучение словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи
Страница 1

Подготовка исследования: За день до проведения исследования детям читают сказку «Репка» без показа иллюстраций.

Проведение исследования: Исследование проводится с детьми 6-7 лет. Ребенка просят пересказать сказку «Репка». Речь ребенка точно фиксируют в протоколе (см. Приложение). Кроме того, отмечают выразительность речи, наличие мимических и пантомимических движений.

Обработка данных:

Исследование проводилось в 1 классе Малосердобинской средней школы им. Ф. В. Гладкова. Всего было опрошено 10 детей (6 девочек и 4 мальчика).

В своей речи Страхова Света употребила 16 распространенных предложений, одно из которых восклицательное. Все они простые, нет ни одного сложноподчиненного. Следует отметить преобладание в речи глаголов и существительных практически в равном соотношении, причем 2 существительных собственных. Присутствуют 2 прилагательных, ни одного междометия, 2 местоимения. Девочка говорила медленно, долго вспоминала персонажей. Речь ее не отличалась выразительностью, пересказывала без особого интереса, восприняла это задание как принуждение.

Ветошкина Лена при пересказе использовала 18 предложений (одно восклицательное). Среди них преобладало количество распространенных. Было употреблено 2 собственных существительных (остальные нарицательные), 2 прилагательных, 4 местоимения, ни одного междометия. Следует отметить небольшое искажение содержания сказки. Жучка, мышка, кошка не прибегали сами, их должны были звать определенные герои.

В речи Карпова Данила было отмечено 19 распространенных предложений, 1 из них - восклицательное. Ребенок употребил 2 прилагательных, большое количество существительных, 7 из которых собственные, не наблюдалось ни одного местоимения. Данил легко и практически без ошибок вспомнил все события сказки.

Кузнецов Иван при пересказе использовал 22 предложения,1 восклицательное, 2 местоимения, 2 прилагательных, 1 междометие. Следует отметить наличие воображаемых событий, которых не было в исходном тексте (репку не продавали).

Количество предложений в речи Щербаковой Лены составило 26. Лишь одно из них было восклицательным, 1- сложноподчиненным. Лена использовала 9 местоимений, 3 прилагательных, 1 междометие. Не речь была наиболее эмоциональной. Наблюдались слегка искаженные факты. Концовка, вероятно, была взята из другой сказки, услышанной или прочитанной где-то ранее.

Елина Ирина употребила 15 предложений (меньше всех), 1 восклицательное, 9местоимений, 1 междометие, 2 собственных существительных, причем одно - вымышленное. Ирина сама придумала кличку для кошки (Мурка).

Мурзин Алексей использовал 27 предложений (больше всех), 1 -восклицательное, 3 прилагательных, 4 местоимения, 4 собственных существительных.

Крюк Маша употребила 20 предложений, 1 восклицательное, 2 прилагательных, 4 местоимения, 7 собственных существительных.

Помякшева Юля использовала 19 предложений, 1 восклицательное, 3 прилагательных, 5 местоимений, 5 собственных существительных.

Андреев Игорь употребил 20 предложений, 3 восклицательных, 2 прилагательных, 10 местоимений, 1 собственное существительное.

Итак, мы видим, что речь практически всех детей состоит в основном из распространенных повествовательных предложений, совсем отсутствуют вопросительные, лишь Андреев Игорь употребил 3 предложения с восклицательной интонацией, у остальных ребят их количество составило не более одного. В данной возрастной группе практически отсутствовали грамматические и синтаксические ошибки. Только Помякшева Юля использовала предложение с прямой речью. При пересказе дети употребляли наибольшее количество существительных (как нарицательных, так и собственных) и глаголов практически в равном соотношении. Особо следует отметить наличие в речи детей предложений с однородными членами. Речь большинства детей выразительна, ее сопровождают мимические и пантомимические движения. Они используют в речи синонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют различные части речи по смыслу.

У первоклассников закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с существительными.

Дети образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных, у них совершенствуется умение обрабатывать однокоренные слова. Учащиеся используют предложения разных видов.

У детей совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Большинство детей самостоятельно, выразительно, без повторов передают содержание сказки, используя выразительные средства.

Таблица 1

Словарный состав речи

Возраст детей

Состав речи, %

существ.

глаголы

прилагат.

наречия

местоим.

междомет

нар.

соб.

6-7 лет

10

32

41

3

3

9

2

Страницы: 1 2


Место учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир и ...

Предпосылки школьной дезадаптации
Под адаптацией ( от лат. adapto — приспособляю) в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Все более активно понятие «адаптация» используется и в социальных науках, в том числе в психологии и педагогике, от ...

Теоретические основы нравственного воспитания. Понятие нравственного воспитания
В научной литературе нравственность определяется как специфическая форма регулирование человеческого поведения. «Нравственность регулирует человеческое поведение и сознание человека в этой или иной мере во всех без исключения сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в семейных личных и внутригрупповых, межклассовых и меж ...