Ощущение и восприятие дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудится, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет если к листу бумаги поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общего опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Изучение мышления – один из традиционных разделов общей психологии, поэтому понимание предмета психологии мышления будет зависеть от понимания предмета психологической науки в целом.
Следующие общефилософские положения являются определяющими для марксистской психологии, для понимания ее предмета.
Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности.
Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи (в высших проявлениях – как свойство мозга).
Психика есть отражение (познание) внешнего мира и сама познаваема, как и другие явления.
Психика человека общественно-исторически обусловлена.
Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в ней активную роль.
Психика развивается, входе этого развития происходит переход количественных изменений в качественные, внутренние противоречия являются движущей силой, источником данного развития.
Все эти положения являются определяющими и при разработке проблем психологии мышления.
Основываясь на общефилософских положениях, психология не должна к ним сводится, так как иначе у нее не будет статуса самостоятельной науки.
Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления.
Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание филосфов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит, я существую».
Термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.
Результаты исследования
Полученные результаты эмпирического исследования представлены в таблицах №1,2 в приложении.
Исходя из результатов исследования, мы выяснили, что из 40 исследуемых подростков с явными признаками агрессивности выявлены 16 человек.
Из 20 исследуемых мальчиков с явными признаками агрессивности выявлены - 11 человек, Из 20 девочек - 5 чело ...
Времяпрепровождения
Времяпрепровождения (как способ проводить время) можно рассматривать на социальном и временном фоне с учетом различных степеней сложности, соответственно имея в виду различные уровни сложности процесса.
Однако если принимать за единицу общения трансакцию, можно выделить из всех относящихся сюда ситуаций некоторую сущность, которую мы и ...
Формы толерантности
Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах:
– безразличие.
– уважение к Другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать.
– снисхождение к слабости Других, сочетающиеся с некоторой долей презрения к ним.
– расширение собственного ...