Ощущение и восприятие дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудится, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет если к листу бумаги поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общего опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Изучение мышления – один из традиционных разделов общей психологии, поэтому понимание предмета психологии мышления будет зависеть от понимания предмета психологической науки в целом.
Следующие общефилософские положения являются определяющими для марксистской психологии, для понимания ее предмета.
Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности.
Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи (в высших проявлениях – как свойство мозга).
Психика есть отражение (познание) внешнего мира и сама познаваема, как и другие явления.
Психика человека общественно-исторически обусловлена.
Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в ней активную роль.
Психика развивается, входе этого развития происходит переход количественных изменений в качественные, внутренние противоречия являются движущей силой, источником данного развития.
Все эти положения являются определяющими и при разработке проблем психологии мышления.
Основываясь на общефилософских положениях, психология не должна к ним сводится, так как иначе у нее не будет статуса самостоятельной науки.
Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления.
Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание филосфов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит, я существую».
Термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.
Аура
Аура человека – это реальный феномен из справочников по оптической физике. АУРА (лат. aura - "дуновение", "ветерок") – астральная оболочка, красочные явления, "сияющие вокруг физического человека и обволакивающие его наподобие облака (как бы в форме яйца)" (Штейнер).
Дети Индиго имеют цвет ауры темно-синий ...
В чем различия между лидером и руководителем?
Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может ...
Характеристика внимания как психологического процесса. Общая
характеристика внимания
До человека доходит огромное число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. У него возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняе ...


