Информация » Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков » Теоретические подходы к изучению агрессивности в психологии. Понятия «агрессия» и «агрессивность», основные теоретические подходы

Теоретические подходы к изучению агрессивности в психологии. Понятия «агрессия» и «агрессивность», основные теоретические подходы
Страница 3

Агрессивное поведение достаточно подробно изучалось бихевиористами, связывающими агрессию с фрустрацией. Под последней, понимается эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Это - невозможность удовлетворить потребности.

Следовательно, любая агрессия вызвана конкретной фрустрацией. Виды агрессивности:

o прямая (брань, драка и т.п.) или косвенная (насмешка, критика);

o непосредственная (в текущее время) или отсроченная;

o направленная на другого человека или себя самого (обвинение себя, плач, самоубийство).

Фрустрации и агрессия возникают в результате социального сравнения: «Мне дали меньше, чем другим», «Меня любят меньше, чем других». Фрустрация способна накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (агрессия против самого себя). В конечном счете это выплескивается вовсе не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитали врагом.

Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений S-R-типа (прежде всего от Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Берковиц и Бандура.

Основополагающей для Берковица оказывается концепция поведения как следствия толчка.

Сам он дает следующее определение:

«Сила агрессивной реакции на какое-либо препятствие представляет собой совместную функцию интенсивности возникшего гнева и степени связи между его побудителем и пусковым признаком» [4;с.38].

Теоретическая позиция Бандуры, будучи многокомпонентной, ориентированной на теорию привлекательности концепцией поведения в духе притяжения, представляет собой синтез традиций теории научения и когнитивных теорий мотивации. В первую очередь поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий. К числу таких решающих дело последствий относится не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, зависящее от соблюдения внутренне обязательных для личности стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии может быть выбрано действие совершенно иного типа, например: подчинение, достижение, отступление, конструктивное решение проблемы и т. д. В настоящее время эта теория является доминирующей.

Наиболее известный сторонник данного подхода - Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую. Басс указал ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.

1. Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал атаку, фрустрацию, раздражение. Люди, которые получили множество гневных стимулов, скорее прореагируют агрессивно, чем те, кто нечасто сталкивался с такими стимулами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Характеристика изучаемого коллектива
В практической части моей курсовой работы, я изучила личные данные каждого студента группы М-07с СФМГЭИ и в целом весь коллектив. Группа состоит из разных возрастных категорий, места проживания, пола статуса, но это все не мешает этому коллективу общаться между собой на равных. В этой группе один мужчина и семь девушек. Пять человек д ...

Ортопедический режим групп с нарушением опорно-двигательного аппарата в детских учреждений
Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего, самых близких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формирован ...

Отличие обучения от образования
Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения. Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учеб ...