Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Проблема исследования агрессивности имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране (Ю. Воронов, Е. Маринина, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, О.О. Савина, Л. М. Семенюк, И.А. Фурманов) и за рубежом (А. Бандура , Р. Уолтерс) занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как проблема эта сложна и многогранна. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции агрессивного поведения. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
В нашей стране и в мире в последнее время приобретает все большую актуальность борьба с алкоголизмом. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Родители, страдающие алкоголизмом, отличаются агрессивным поведением по отношению к своим детям, будучи в состоянии алкогольного опьянения. В свою очередь, дети наследуют механизмы агрессивного поведения, проявляя его в отношениях со взрослыми и сверстниками или по отношению к самим себе. Этим и объясняется актуальностьтемы агрессии подростков из семей с алкогольной зависимостью.
Цель
работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучной семье, где родители (один из родителей) страдают алкогольной зависимостью.
Предмет
исследования - психологические особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в семье с алкогольной зависимостью.
Объект
исследования - дети подросткового возраста из неблагополучных семей (семей с алкогольной зависимостью).
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи
:
1.Изучить теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из алкогольно зависимых семей.
2. Провести исследование, направленное на определение уровня агрессивности у детей, воспитывающихся в алкогольно зависимой семье.
Гипотеза:
уровень агрессивности будет выше у детей, которые воспитываются в алкогольно зависимой семье, чем у детей, воспитывающихся родителями, не злоупотребляющими алкоголем.
Характеристика выборки:
в исследовании принимали участие 5 подростков 14 - 15 лет из алкогольно зависимых семей и 5 подростков 14 - 15 лет из семей, не злоупотребляющих алкоголем.
Методы
исследования:
- наблюдение;
- беседа;
- методика "Агрессивность" Басса - Дарки.
Теория внимания. Внимание, с точки зрения различных
направлений в психологии
Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей фун ...
Типология самоутверждения
В данной главе будут рассматриваться различные классификации процесса самоутверждения предложенными различными авторами [11, 25, 20, 21].
I. Если при классификации самоутверждений за основание деления принять степень их целенаправленности, то мы получим три типа, а именно:
1. Самоцельные самоутверждения. Самоутверждение превращается ...
Практическая часть. Методики экспериментальных исследований проблемы
наркомании в подростковой среде.
В данной работе для исследований использовались следующие методики.
2.1.1.
Наблюдение за подростками.
2.1.2.
Беседа, опрос.
2.1.3.
МЕТОДИКА №1.
САМООЦЕНКА
Продумайте предполагаемые ниже утверждения, указав на отдельном месте в четырехбалльной системе свое утверждение к ним.
Я думаю об этом:
- очень часто – 4 балла
- часто ...