Заключение

Вероятность того, что один из членов семьи станет применять насилие в отношении другого зависит от множества факторов. Насилие в семье возникает по множеству причин и разными путями, проявляясь в самых разнообразных действиях.

Данная работа имела своей целью понять и описать насилие в семье не как «ужас отдельного случая», опыт одного из членов семьи, а как процесс происходящий внутри семейной системы и оказывающий на неё влияние и затрагивающий всех членов семьи.

Невозможно в полной мере понять причину насилия в семье и главное помочь пострадавшему человеку, рассматривая его вне многообразия отношений и связей, которые он имеет со своей семьёй и окружающей его действительностью вообще, работая с насилием лишь как с повторяющимися случайностями, забывая, что насилие системно, встроено и закреплено в семейной системе. Следовательно, поскольку насилие феномен системный, то к его диагностике и терапии должны разрабатываться и применятся системные подходы.

Данная работа может быть использована в работе кризисных центров как вариант пути для диагностики семьи, обнаружения существующих точек риска в семейной системе и прогноза перспективы отношений в семейной системе, предупреждения возможных трудностей в «благополучных семьях».

Приложение 1.

Интервью о семейной системе

В ходе интервью собиралась информация:

1. О составе семьи

(н-р: Кто живет вместе в вашей квартире? В каких они родственных отношениях? Где живут остальные члены семьи? и т.п.)

2. Демографическая информация о семье

(имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.)

3. О недавних событиях и переходах в жизненном цикле семьи (

рождения, браки, разводы, проблемы с работой, и т.д.)

4. О значимых для семьи людях

(друзьях, коллегах по работе, и т.д.)

5. О семейных ролях (

Кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит когла о нем заботятся? Кто самый авторитетный? И т.д.

6. О семейных взаимоотношениях

(Какие члены семьи наиболее близки друг другу? Есть ли в семье какие либо её члены, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Все семьи имеют некоторые трудности . Какие типы несогласия есть в вашей семье? и т.д. переходя постепенно к циркулярным вопросам позволяющим обнаружить различия во взаимоотношениях с разными членами семьи и раскрыть семейные секреты и скрытые коалиции, например: можно спросить у мужа: Как вы думаете насколько близки ваща мать и ваш старший брат? – и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту тему его жены. и т.п.)

7. О трудных для семьи темах

(Употребляет ли кто- либо из членов семьи наркотики? Злоупотребляет алкоголем? Вспомните случаи насилия в отношениях между кем – либо в вашей семье и т.д.)

Приложение 2

Вопросы для оценивания семейной сплоченности:

1. Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи? (Супруги? Родители с детьми?)

2. Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?

3. Проводят ли члены семьи время вместе когда это возможно, или предпочитают заниматься своими делами?

4. Имеют ли члены семьи общих друзей или у каждого они свои?

5. Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них общие интересы?

6. Как семья проводит праздники и дни рождения?

7. Что обычно происходит в семье вечером и в выходные?

8. Как соотносится интенсивность взаимоотношений родителей и детей с возрастом ребенка?

Вопросы для оценивания семейной гибкости

1. Поделено ли руководство между родителями?

2. Строгая ли в семье дисциплина?

3. Как происходит обсуждение разногласий в семье?

4. Выполняют ли супруги и другие члены семьи определенные задачи, или роли в семье строго не определены?

5. Насколько часто меняются в семье правила?

6. Как часто в семье происходят изменения?

7. Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?

8. Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?

Размещено на http://www.allbest.ru


Межличностная совместимость и межличностные отношения
При изучении совместимости, как считают Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова [24. стр. 52] основной задачей является определение этого понятия. Это понятие общенаучное, оно употребляется в медицине, биологии, кибернетике, философии. Однако общего определения совместимости пока не существует. В психологических работах дается лишь описательное опре ...

Исследование свойств темперамента студентов
Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является с ...

Практическое задание
Проведите системный анализ рабочей группы Создадим рабочую группу для реализации какого-либо проекта. Данная рабочая группа, решает новые задачи, отличающиеся от задач, которые стоят перед существующими функциональными подразделениями. Между рабочей группой и всей организацией должна быть устойчивая связь, так как реализация проекта ...