Информация » Ценностные ориентации руководителей » Тест мотивации достижений Т. А. Мехрабяна

Тест мотивации достижений Т. А. Мехрабяна

Опросник, который в отличие от многочисленных опросников, направленных на измерение мотива достижения, был разработан на основе определенных теоретических принципов [ср.: A. Mehrabian, S. Ksionzky,1974].

Свой опросник Мехрабян построил прежде всего на различении двух тенденций мотива аффилиации– аффилиативной тенденции (R1) и чувствительности к отвержению (R2). Он интерпретирует эти тенденции как обобщенные ожидания положительного или отрицательного подкрепляющего воздействия партнера по аффилиации. Как уже отмечалось, в случае, когда партнеры незнакомы, Мехрабян исходил из переменных, отражающих не привлекательность, а ожидания. Когда же партнеры были хорошо знакомы, решающее значение приобретали не ожидания, а специфическая привлекательность.

Опросник разработан для первого случая, когда партнером выступает незнакомый или малознакомый человек. Во втором случае, когда партнеры близко знакомы, применялась особая 15-шкальная социометрическая методика. Факторным анализом ее результатов также были выделены два компонента– положительное и отрицательное подкрепляющее значение партнера по аффилиации.

Однако более пристальное рассмотрение опросника Мехрабяна показывает, что понятие ожидания в этом опроснике фактически отождествляется с положительным и отрицательным подкрепляющим действием контакта с партнером и ситуаций общения вообще. Ожидание по Мехрабяну– это прогноз не того, в какой мере субъекту удастся или не удастся достигнуть положительного результата аффилиации, а, скорее, того, в какой мере в данной ситуации предпочитается, чтобы более или менее положительные и отрицательные последствия наступили сами собой или чтобы были предприняты определенные действия. Например, оба утверждения «Для меня очень важно иметь друзей» (тенденция аффилиации) и «Временами я воспринимаю критику очень близко к сердцу» (страх отвержения) очерчивают ситуации с подразумеваемым подкрепляющим значением, и с ними испытуемый может соглашаться или не соглашаться, используя 9-балльную шкалу оценок.


Теоретико-методологические основы исследования проблем ценностей и ценностных ориентаций. Теоретические подходы к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций
Как самостоятельная научная проблема, вопрос о ценностных ориентациях стал обсуждаться в психологии давно. Неоднократно учёные и мыслители обращались к понятию ценностных ориентаций. За это время появилось много различных точек зрения на сущность ценностных ориентаций, от чисто биологических, до социально-экономических и философских. И ...

Память и возможности ее развития.
Память – это психическое отражение действительности в виде запоминания, сохранения и воспроизведения своего опыта. Цель памяти осмысленное запоминание, а также сохранение, забывание и воспроизведение. Возможности развития памяти предполагают тренировку в концентрации и усилиях запоминания или узнавания в нужный для себя момент. Дл ...

Понятие сознания и его функции
Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения. К ...