Психолого-педагогические проблемы толерантности
Страница 4

Обоснование идеи «педагогики ненасилия» находим во взглядах Л.H. Толстого. Он одним из первых в России обратился к идеям свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Под свободным воспитанием Л.Н. Толстой понимал свободу развития личности ребенка, недопустимость давления на нее и насилия над ней: «Критериум педагогики один – свобода!». Систематизируя мировоззрение писателя, Ф.В. Булгаков выделяет три правила непротивления злу в повседневной жизни. Во-первых, это необходимость не только перестать самому допускать прямое насилие, но и, что более важно, готовиться к нему. П.Ф. Комогоров интерпретирует это положение как формирование у индивида толерантности в смысле психологической установки на сотрудничество, а не на противостояние, убежденности в возможности достичь соглашения по любому спорному вопросу путем обмена мнениями при взаимном уважении интересов друг друга.

Вторым правилом является запрещение принимать участие в каком бы то ни было насилии, совершаемом другими, а так же в приготовлениях к насилию. Не отвергая значимость этого правила, П.Ф. Комогоров согласен с Л.Н. Толстым лишь частично. Толерантность если и не предполагает прямого судейства, то непременно подразумевает оценку того или иного явления, позиции, поступка. Оценочность выступает необходимым признаком толерантности, сопоставление системы ценностей другого с общепринятыми нормами морали, с собственными взглядами, с мировоззрением оппонента.

Третьим правилом принципа непротивления выступает необходимость не одобрять никакое насилие – не использовать его для своей выгоды, а также не выражать согласия ни с самим насилием, ни с делами, поддерживающими его или основанными на нем. Именно это правило имеет наибольшее значение для создания педагогики толерантности. Воспитывать толерантность, значит убеждать себя и «другого» в необходимости преодоления ин – толерантности, преодолевать ее путем глубокого самоанализа и воздержания от любых проявлений интолерантности.

Адекватную позицию насилию и средство борьбы за социальную справедливость представляет собой ненасилие, которое возможно лишь на новой основе человеческих отношений – на толерантности. Она выступает своего рода идеологией ненасилия, определяющим условием цивилизованного устранения неизбежных столкновений, имеющих в своей основе разнонаправленность человеческих интересов.

Идеи свободного воспитания поддерживали И.И. Горбунов-Посадов, С.Н. Дурылин, Е. Кросби, К.Н. Вентцель и др., выделив новые концепции в реализации общей цели свободного воспитания: создание условий для свободного развития каждого ребенка в соответствии с его природными задатками; организация педагогического процесса, обеспечивающего свободу выбора в сочетании с демократизацией внутришкольной жизни; равноправное сотрудничество учителя и учеников, которое нашло отражение в теоретических основах педагогики ненасилия.

Конкретизируя ряд основополагающих доминант педагогики ненасилия, В.А. Ситаров и В Г. Маралов, рассматривают ее как сумму трех компонентов:

во-первых, как «…движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения…»;

во-вторых, как «…направление в теории и практике обучения и воспитания, интегрирующее в себе различные подходы в обозначенной сфере…»;

в-третьих, как «…направление, ориентированное на формирование у подрастающих поколений психического здоровья…, предполагающего сформированность позиции ненасилия…».

Страницы: 1 2 3 4 5


Современная семья, функции. Стили воспитания, как они влияют на ребенка
Семья оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Это связано со спецификой семейного воспитания. «Современная семья» - что же она из себя представляет? Для начала, стоит рассмотреть, какие функции выполняет такой социальный институт как семья. Таблица 1. Основные функции современной семьи[2] Сфера семейной деяте ...

Полоролевая идентичность мужчин и женщин
Полоролевая идентичность как мужчин, так и женщин формируется и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации. Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в приобретении той или иной профессии, исторически сложившие ...

Аура
Аура человека – это реальный феномен из справочников по оптической физике. АУРА (лат. aura - "дуновение", "ветерок") – астральная оболочка, красочные явления, "сияющие вокруг физического человека и обволакивающие его наподобие облака (как бы в форме яйца)" (Штейнер). Дети Индиго имеют цвет ауры темно-синий ...