Психолого-педагогические проблемы толерантности
Страница 4

Обоснование идеи «педагогики ненасилия» находим во взглядах Л.H. Толстого. Он одним из первых в России обратился к идеям свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Под свободным воспитанием Л.Н. Толстой понимал свободу развития личности ребенка, недопустимость давления на нее и насилия над ней: «Критериум педагогики один – свобода!». Систематизируя мировоззрение писателя, Ф.В. Булгаков выделяет три правила непротивления злу в повседневной жизни. Во-первых, это необходимость не только перестать самому допускать прямое насилие, но и, что более важно, готовиться к нему. П.Ф. Комогоров интерпретирует это положение как формирование у индивида толерантности в смысле психологической установки на сотрудничество, а не на противостояние, убежденности в возможности достичь соглашения по любому спорному вопросу путем обмена мнениями при взаимном уважении интересов друг друга.

Вторым правилом является запрещение принимать участие в каком бы то ни было насилии, совершаемом другими, а так же в приготовлениях к насилию. Не отвергая значимость этого правила, П.Ф. Комогоров согласен с Л.Н. Толстым лишь частично. Толерантность если и не предполагает прямого судейства, то непременно подразумевает оценку того или иного явления, позиции, поступка. Оценочность выступает необходимым признаком толерантности, сопоставление системы ценностей другого с общепринятыми нормами морали, с собственными взглядами, с мировоззрением оппонента.

Третьим правилом принципа непротивления выступает необходимость не одобрять никакое насилие – не использовать его для своей выгоды, а также не выражать согласия ни с самим насилием, ни с делами, поддерживающими его или основанными на нем. Именно это правило имеет наибольшее значение для создания педагогики толерантности. Воспитывать толерантность, значит убеждать себя и «другого» в необходимости преодоления ин – толерантности, преодолевать ее путем глубокого самоанализа и воздержания от любых проявлений интолерантности.

Адекватную позицию насилию и средство борьбы за социальную справедливость представляет собой ненасилие, которое возможно лишь на новой основе человеческих отношений – на толерантности. Она выступает своего рода идеологией ненасилия, определяющим условием цивилизованного устранения неизбежных столкновений, имеющих в своей основе разнонаправленность человеческих интересов.

Идеи свободного воспитания поддерживали И.И. Горбунов-Посадов, С.Н. Дурылин, Е. Кросби, К.Н. Вентцель и др., выделив новые концепции в реализации общей цели свободного воспитания: создание условий для свободного развития каждого ребенка в соответствии с его природными задатками; организация педагогического процесса, обеспечивающего свободу выбора в сочетании с демократизацией внутришкольной жизни; равноправное сотрудничество учителя и учеников, которое нашло отражение в теоретических основах педагогики ненасилия.

Конкретизируя ряд основополагающих доминант педагогики ненасилия, В.А. Ситаров и В Г. Маралов, рассматривают ее как сумму трех компонентов:

во-первых, как «…движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения…»;

во-вторых, как «…направление в теории и практике обучения и воспитания, интегрирующее в себе различные подходы в обозначенной сфере…»;

в-третьих, как «…направление, ориентированное на формирование у подрастающих поколений психического здоровья…, предполагающего сформированность позиции ненасилия…».

Страницы: 1 2 3 4 5


Структурализм В. Вундта в изучении сознания
В. Вундт, разрабатывая основы экспериментальной психологии, опирался на методологию естественных наук, известную как структурализм. Особое внимание это направление уделяло изучению базовых элементов материи, например атомов и молекул. Сходные идеи развивал В. Вундт, хотя он и ограничивался выделением всего лишь двух атрибутов ощущений: ...

Динамика ценностных ориентации в процессах личностного развития
На разных возрастных стадиях те или иные аспекты разви­тия системы ценностных ориентации личности с определенной периодичностью выходят на первый план. Очевидно в то же вре­мя, что различные условия или механизмы, определяющие сущ­ность определяет стадии ценностного развития, могут (пусть и в мень­шей степени) проявляться и на других эт ...

«Я – концепция» и основные положения
Феномен самоутверждения зависит от следующих факторов таких, как характер притязаний личности, ее возможности. Но мы предположим, что самоутверждение в своем формировании будет на представлении индивида о себе, на «Я - концепцию». Поэтому в данной главе мы и рассмотрим основные положения касающиеся «Я - концепции». «Я - концепция» - эт ...