Причины и их проявления агрессии у детей дошкольного возраста
Страница 1

Большинство исследователей рассматривают агрессивность как врожденное качество; другие считают, что это – результат социализации. Вероятно, агрессивность является врожденным качеством личности, которое в процессе воспитания и становления личности проявляется в деструктивных действиях либо ослабляет и не имеет враждебного оттенка.

Агрессивность у детей можно наблюдать уже у только что родившегося ребенка. Мы уже можем определить состояние малыша, когда он доволен и когда недоволен. Его недовольствие проявляется в крике, движении тела, выражении лица. В 2 месяца легко выделить из общего состояния неудовольствие эмоционального гнева. По выражению лица (рот, брови, лоб) можно предположить, что младенец злится. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцы сопровождают данную эмоцию действиями: движениями рук, ног. Например, в 6 – 7 месяцев ребенок злится на попытки мамы закапать капли в нос, он попытается оттолкнуть ее руки, вывертываться, при этом все действия будут сопровождаться криком и гневным выражением лица. В дальнейшем добавляются бросание игрушек, их пинание и другие формы проявления. (27)

По мнению И.А. Фурманова, агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей. В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей, ближайших родственников ребенка, а позднее – от успешности и скорости полоролевой идентификации и социализации.

В первые годы жизни агрессивность проявляется в импульсивном приступе упрямства, сопровождающимся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. В дальнейшем ребенок постепенно учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в более приемлемых рамках. (26)

Возникает вопрос, откуда появляется протест у младенца? Одна из первых причин – боль. Боль на прививки, боль на колики и на многое другое. На неожиданную причиненную боль младенцы реагируют мимическим выражением гнева. Многие исследователи подтверждают предложение о том, что боль является врожденным пусковым механизмом гнева и возможного агрессивного проявления. Переживание создает побуждение к действию, а не само действие. А вот будет ли это действие агрессивным, зависит от ряда причин: это индивидуальные особенности ребенка (возбудимость нервной системы) и особенности социальной среды (его ближайшее окружение).

Также к причинам относятся – голод, холод, усталость, стресс. Человек становится раздражительным, вероятность «сорваться» на ком-либо возрастает. Ограничение физической свободы также является причиной агрессивной реакцией. Уже в 4 месяца, если не дать ребенку некоторое время шевелить руками, то он реагирует гневной мимической реакцией, а 7-месячный способен установить источник ограничения и выдать агрессию по отношению к источнику.

Психологическое ограничение, как и физическое, лишает человека свободы действий, он понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является «нельзя», которое взрослые говорят ему при попытках освоить большой и незнакомый ему мир. И чем старше становятся дети, тем более разнообразными будут эти «нельзя».

Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником протеста. Большую роль играют не сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде чем на кого-то рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребенок в своих неудачах, переживаемых им некомфортных состояниях, винит, например, брат, сестру или мать, то агрессия будет вызываться ими. (15)

Причинами агрессивности в дошкольном возрасте (в возрасте 4 – 7 лет) являются:

1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки;

2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии;

3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия);

4. Усвоение эталонов агрессивности в семье;

5. Косвенно стимулированная агрессивность (СМИ, игрушки);

6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно, если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

Страницы: 1 2


Факторы профессиональной зрелости
Развитие рабочих кадров является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Важнейшим средством профессионального развития рабочих кадров явля ...

Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе
Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. Каждый клиент имеет ...

Идеи объективного подхода в психологии в работах И.М. Сеченова
Важнейшее значение вклада Сеченова в психологию состояло в "… радикальном перемещении отправного пункта психологического мышления с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, к объективному поведению", писал Михаил Ярошевский. Это была, по выражению Ивана Павлова, " ...