Информация » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Структурная модель отцовства по Ю.В. Борисенко

Структурная модель отцовства по Ю.В. Борисенко

Ю.В. Борисенко и А.Г. Портнева в процессе теоретического анализа некоторых работ, освещающих различные подходы к изучению отцовства, разработали структурную модель феномена отцовства. По их мнению, в структуру отцовства входят следующие компоненты:

Ø Потребностно-эмоциональный. В него входят биологические и социальные аспекты мотивации, потребность в контакте с ребенком, эмоциональные реакции и переживания мужчины в роли отца.

Ø Операциональный. Это навыки и умения по уходу за ребенком и общение с ним.

Ø Ценностно-смысловой. Включает в себя отношение отца к ребенку, в том числе и экзистенциальные переживания.

Кроме того, в данную структуру входит сквозной интегральный компонент – оценочный, это:

1) самооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца, рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и оценка своего ребенка;

2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли отца, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, т.к. через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального.

При этом структурная модель отцовства подчиняется двум принципам построения структуры личности по Б.Г. Ананьеву: субординационному и координационному. То есть, компоненты более сложные оказывают непосредственное влияние на низлежащие уровни структуры, однако при этом все компоненты имеют достаточную автономию (Евсеенкова Ю.В., 2003).

Таким образом, в структуру отцовства входят как биологически обусловленные компоненты, такие как желание продолжения рода, потребность в эмоциональном контакте с ребенком, переживание принятия роли отца, так и компоненты определенные социумом, такие как оценочное отношение отца к ребенку и его условная любовь, оценка мужчиной собственного соответствия отцовской роли и социальная оценка окружающих, вытекающая из устоявшихся и действующих стереотипов относительно исполнения роли отца. Каждый из указанных компонентов имеет достаточную независимость от других и может развиваться по собственным (биологическим или социальным) законам. Однако процессы, протекающие на более сложно организованных уровнях структуры отцовства, прямо влияют на процессы в низлежащих уровнях. Так изменение каких-либо социокультурных или исторических условий детерминирует и изменения в детско-родительских отношениях.


Отличие обучения от образования
Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения. Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учеб ...

Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений
Семья как один из ведущих социальных институтов в своем развитии прошла достаточно длительный путь развития, по своей протяженности соотносимый с развитием самого человечества. Анализ библиографических источников позволяет констатировать, что обращение к связанной с ней проблематике встречается, начиная с трудов мыслителей Древней Греци ...

Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации
Подавляющее большинство активно стремится в школу. В глазах ребенка она знаменует собой новый этап его взрослости. Ребенок осознает, что он уже стал достаточно большим и должен учиться. Дети нетерпеливо ждут начала занятий. Их вопросы, разговоры все активнее фокусируются на школе. Они психологически готовятся к новой роли, которой им на ...