Информация » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Структурная модель отцовства по Ю.В. Борисенко

Структурная модель отцовства по Ю.В. Борисенко

Ю.В. Борисенко и А.Г. Портнева в процессе теоретического анализа некоторых работ, освещающих различные подходы к изучению отцовства, разработали структурную модель феномена отцовства. По их мнению, в структуру отцовства входят следующие компоненты:

Ø Потребностно-эмоциональный. В него входят биологические и социальные аспекты мотивации, потребность в контакте с ребенком, эмоциональные реакции и переживания мужчины в роли отца.

Ø Операциональный. Это навыки и умения по уходу за ребенком и общение с ним.

Ø Ценностно-смысловой. Включает в себя отношение отца к ребенку, в том числе и экзистенциальные переживания.

Кроме того, в данную структуру входит сквозной интегральный компонент – оценочный, это:

1) самооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца, рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и оценка своего ребенка;

2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли отца, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, т.к. через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального.

При этом структурная модель отцовства подчиняется двум принципам построения структуры личности по Б.Г. Ананьеву: субординационному и координационному. То есть, компоненты более сложные оказывают непосредственное влияние на низлежащие уровни структуры, однако при этом все компоненты имеют достаточную автономию (Евсеенкова Ю.В., 2003).

Таким образом, в структуру отцовства входят как биологически обусловленные компоненты, такие как желание продолжения рода, потребность в эмоциональном контакте с ребенком, переживание принятия роли отца, так и компоненты определенные социумом, такие как оценочное отношение отца к ребенку и его условная любовь, оценка мужчиной собственного соответствия отцовской роли и социальная оценка окружающих, вытекающая из устоявшихся и действующих стереотипов относительно исполнения роли отца. Каждый из указанных компонентов имеет достаточную независимость от других и может развиваться по собственным (биологическим или социальным) законам. Однако процессы, протекающие на более сложно организованных уровнях структуры отцовства, прямо влияют на процессы в низлежащих уровнях. Так изменение каких-либо социокультурных или исторических условий детерминирует и изменения в детско-родительских отношениях.


Я-концепция и успеваемость.
В школе ребенок становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. Появляется еще одна значимая фигура – учитель, от которой он получает обратную связь. В шко ...

Психологические особенности студенческого возраста
Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития в ...

Представление Т. Гоббса о способностях
Представление воображения - это ослабленные ощущения. Память - тоже представление, когда мы хотим обозначить, что оно отошло в прошлое. Понимание - это образ, который возникает под влиянием слова. Мышление суть течение образов, связь представлений в соответствии с правилом ассоциаций. "Все представления суть движения внутри нас, яв ...