Информация » Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов » Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»

Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»
Страница 1

Психология мотивации является одним из важнейших разделов психологической науки. Проведены многочисленные исследования, которые привели к созданию различных теорий мотивации и внесли большой вклад в изучение конкретных видов мотивов.

Истоки основных направлений исследования мотивации в зарубежной психологии в целом берут начало в теории эволюции Ч.Дарвина (1859). Эта теория коренным образом пересмотрела противопоставление разумности и свободы воли, присущих человеку, и машинообразности, инстинктивности поведения животных, утвердив наличие исторической связи между развитием человека и животных [7, с.5].

Теория Ч.Дарвина стала основанием развития трех подходов к разработке проблемы мотивации.

1. Первый подход трактовал человека как высшее животное. Отсюда следовал вывод, что развитие интеллекта у человека имеет предпосылки у животных, следовательно, современные виды животных должны обладать зачатками интеллекта. Таким образом, были начаты исследования поведения животных. Наибольшее влияние на разработку данного подхода оказали И.П.Павлов (1909) и Э. Торндайк (1911). Они заложили основы ассоциативного направления в исследованиях мотивации. И.П. Павлов основал линию психологии активации, Э. Торндайк - линию психологии научения, ставшую центральной проблемой бихевиоривма.

Предметом психологии бихевиористы считают не психику, а поведение, мотивы которого понимаются как причина телесных реакций организма в ответ на внешние воздействия - стимулы.

В необихевиористских концепциях появляются понятия «драйв» (побудительная сила или первичные животные побуждения), «потребность». Ими стремятся объяснить активность человека и животных, когда явно отсутствует внешняя стимуляция. Однако понятия «потребность», «драйв» и «мотив» неправомерно отождествляются или незначительно различаются.

Мотивация понимается как общий термин для обозначения активности организма, в ней выделяются только энергетизирующие и активизирующие свойства, и в целом, она обусловлена лишь изнутри, главным образом, органическими потребностями, драйвами. Важно отметить, что изучение мотивации, как правило, осуществлялось на животных и затем механически переносилось на человека [8, с.14].

2. Второй подход базировался на существовании между человеком и животными общих биологических корней. Отсюда следовал вывод, что инстинктивные тенденции, присущие животным, имеют место и у человека.

Данное положение было реализовано в двух направлениях.

Первое направление - это теория инстинкта В. Мак-Дауголла (1908). Мак-Дауголл считал инстинкт единственной категорией, связанной с мотивацией, рассматривая его, как врожденный побудитель.

Мотив, по Мак-Дауголлу, возникает только у человека и появляется на уровне осознаваемого рефлекторного действия. Позднее Мак-Дауголл (1932) заменил понятие «инстинкт» менее определенным понятием «склонность», которое понимал как форму целенаправленной активности, включив в его структуру познавательные, эмоциональные, поведенческие, побудительные компоненты. Термин «мотивация» буквально означает «то, что вызывает движение», т.е. в широком смысле мотивацию можно рассматривать как фактор (механизм), детерминирующий поведение.

Второе направление, принадлежащее рассматриваемому подходу, - это исследование собственно человеческой мотивации. Наибольшее влияние на разработку данного направления оказали З.Фрейд (1900, 1915), Н.Ах (1910), К.Левин (1926, 1935) [8] .

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рациональные условия отношений родителей и детей
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки[16]. Первая и главная из них – разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаим ...

Дезадаптирующие факторы педагогического процесса
Психологическая защита – это механизм поведения, обусловленный врожденными потенциалами и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики. Главная задача самозащиты – принять собственное «Я» и заставить это сделать других: «я именно такой, к ...

Средства усиления своего воздействия на людей.
Для усиления воздействия на окружающих важно: · Следить за правильной осанкой. Высоко поднятая голова, прямая осанка создают впечатление уверенности в себе и непринужденности, делают человека стройнее. Жалкая осанка – уязвимая мишень, свидетельство слабости. · Сохранять темп движения, соответствующий Вашему имиджу. Спешащий человек ...