Психология мотивации является одним из важнейших разделов психологической науки. Проведены многочисленные исследования, которые привели к созданию различных теорий мотивации и внесли большой вклад в изучение конкретных видов мотивов.
Истоки основных направлений исследования мотивации в зарубежной психологии в целом берут начало в теории эволюции Ч.Дарвина (1859). Эта теория коренным образом пересмотрела противопоставление разумности и свободы воли, присущих человеку, и машинообразности, инстинктивности поведения животных, утвердив наличие исторической связи между развитием человека и животных [7, с.5].
Теория Ч.Дарвина стала основанием развития трех подходов к разработке проблемы мотивации.
1. Первый подход трактовал человека как высшее животное. Отсюда следовал вывод, что развитие интеллекта у человека имеет предпосылки у животных, следовательно, современные виды животных должны обладать зачатками интеллекта. Таким образом, были начаты исследования поведения животных. Наибольшее влияние на разработку данного подхода оказали И.П.Павлов (1909) и Э. Торндайк (1911). Они заложили основы ассоциативного направления в исследованиях мотивации. И.П. Павлов основал линию психологии активации, Э. Торндайк - линию психологии научения, ставшую центральной проблемой бихевиоривма.
Предметом психологии бихевиористы считают не психику, а поведение, мотивы которого понимаются как причина телесных реакций организма в ответ на внешние воздействия - стимулы.
В необихевиористских концепциях появляются понятия «драйв» (побудительная сила или первичные животные побуждения), «потребность». Ими стремятся объяснить активность человека и животных, когда явно отсутствует внешняя стимуляция. Однако понятия «потребность», «драйв» и «мотив» неправомерно отождествляются или незначительно различаются.
Мотивация понимается как общий термин для обозначения активности организма, в ней выделяются только энергетизирующие и активизирующие свойства, и в целом, она обусловлена лишь изнутри, главным образом, органическими потребностями, драйвами. Важно отметить, что изучение мотивации, как правило, осуществлялось на животных и затем механически переносилось на человека [8, с.14].
2. Второй подход базировался на существовании между человеком и животными общих биологических корней. Отсюда следовал вывод, что инстинктивные тенденции, присущие животным, имеют место и у человека.
Данное положение было реализовано в двух направлениях.
Первое направление - это теория инстинкта В. Мак-Дауголла (1908). Мак-Дауголл считал инстинкт единственной категорией, связанной с мотивацией, рассматривая его, как врожденный побудитель.
Мотив, по Мак-Дауголлу, возникает только у человека и появляется на уровне осознаваемого рефлекторного действия. Позднее Мак-Дауголл (1932) заменил понятие «инстинкт» менее определенным понятием «склонность», которое понимал как форму целенаправленной активности, включив в его структуру познавательные, эмоциональные, поведенческие, побудительные компоненты. Термин «мотивация» буквально означает «то, что вызывает движение», т.е. в широком смысле мотивацию можно рассматривать как фактор (механизм), детерминирующий поведение.
Второе направление, принадлежащее рассматриваемому подходу, - это исследование собственно человеческой мотивации. Наибольшее влияние на разработку данного направления оказали З.Фрейд (1900, 1915), Н.Ах (1910), К.Левин (1926, 1935) [8] .
Философия
и психоанализ.
Многие западные, да и российские[2] исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX ве ...
Личностная характеристика коммуникативно-педагогической толерантности. Взаимосвязь педагогической толерантности с качествами личности
по Кеттеллу
Для изучения личности учителя использовалась методика 16PF Кэттелла. Необходимо выяснить какова характеристика личности учителя с толерантным-интолерантным поведением.
Рис. 13. Взаимодействие показателей коммуникативно-педагогической толерантности с качествами личности
КПТ – коммуникативно-педагогическая толерантность
B – высокий ...
Отношение Иудаизма к суициду
Отношение к самоубийству иудаизма отрицательно. Оно считается худшим из грехов. Еще более тяжелым злодеянием, чем убийство. Вместе с тем преступления этого рода считались подсудными не людям, а Богу. Попытка самоубийства карается мягко — бичеванием. Если же самоубийца осуществил свой замысел до конца, ему не может быть отказано в траурн ...