Феномен самоутверждения зависит от следующих факторов таких, как характер притязаний личности, ее возможности. Но мы предположим, что самоутверждение в своем формировании будет на представлении индивида о себе, на «Я - концепцию». Поэтому в данной главе мы и рассмотрим основные положения касающиеся «Я - концепции».
«Я - концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценками [4, с.3].
Первые представления о «Я - концепции» принадлежат Джемсу, Кули, Миду.
Джемс [4] говорит об интегральном Я, в котором выделяется
- Я - сознательное (рефлексивно-процессуальный аспект);
- Я - как объект, содержание сознания в котором в свою очередь можно следующие моменты: Я духовное, Я материальное, Я социальное, Я физическое.
Кул и Мид [4] подчеркивают ведущую роль социального взаимодействия, как источник «Я - концепции».
Э. Эриксон [24] рассматривает проблематику «Я - концепции»сквозь призму эгоидентичности, понимаемой им как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, характер которого определяется особенностями данной культуры и возможностями индивида.
Рассматривал «Я - концепцию» и К. Роджерс [4, 22] в рамках феноменологического подхода и говорит, что «Я - концепция» - это одновременно и представления и внутренняя сущность индивида, имеющая относительную стабильность и регулирующую поведение.
Р. Бернс [4] выделяет в «Я - концепции» три элемента:
1. Когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).
2. Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) – аффективная оценка представления о себе.
3. Поведенческая составляющая – это поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими.
Рассматривают три основных вида «Я - концепции»:
1. Реальное Я – то какой я есть на самом деле.
2. Зеркальное Я – как меня видят другие (его также называют социальное Я)
3. Идеальное Я – то каким мы хотели бы быть.
Определяют следующие функции «Я - концепции»:
1. «Я - концепция» определяет ориентацию опыта, т.е. у человека существует тенденция строить на основе своих образов не только поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта, т.е. «Я - концепция» действует как внутренний фильтр.
2. Она способствует внутренней согласованности личности и является источником того, как к человеку будут относиться.
Г. Олпорт [22] считает «Я - концепцию»центральным образованием личности, рассматривая ее как пространственно- временную структуру. Это миг между прошлым и будущим и эта центральная точка в пространстве, вокруг которой все организовано.
У. Спиркина [19] категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция» это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я:
1. Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.
2. Я обладает пластичностью.
3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.
Кон [9] подчеркивает, что «Я - концепция» входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я.
Введение.
Данная работа посвящена проблеме подросткового возраста, а именно вопросу о роли современного общества по отношению к особенностям протекания подросткового кризиса в этом обществе. Важнейшей характеристикой подросткового возраста является спонтанное и неравномерное развитие как некоторых определенных психических процессов, так и формиро ...
Имиджмейкинг
Технология формирования имиджа, если рассматривать ее во всей полноте, представляет собой сложный и длительный процесс, требующий немалых усилий. Общее направление развития современной политики – это путь усложнения имиджей, а значит, и технологии их формирования. В современной политике явно не достаточно привести «в божеский вид» физио ...
Эмпирическое исследование тревожности. Эмпирическая
база исследования и характеристика выборки
Исследование мы проводили среди студентов первого курса психологического факультета Альметьевского филиала Казанского института экономики управления и права, и ученики 9 класса средней общеобразовательной школы деревни Старое Суркино. Для проведения исследования мы сформировали 2 группы:
Первую группу составили студенты первого курса п ...


