6 век до н.э. Гераклит: люди делятся на 2 группы. 1ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены разуму (рациональные); 2ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены желаниям (нерациональные, эмоциональные, иррациональные).
5 век до н.э. Платон: социально-этническия классификация. Основа классификации – место расположения души.
По социальному статусу:
1. Если душа расположена в области разума, то философ.
2. Если душа расположена в области сердца, то воин.
3. Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то ремесленники.
По этническому признаку:
1. Если душа расположена в области разума, то греки.
2. Если душа расположена в области сердца, то северные варвары.
3. Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то южане.
4 век до н.э. Аристотель: «отец психологии», т.к. он первый написал научный трактат «О душе». Душа – движущее начало. Выделяет несколько уровней развития души:
1) растительная душа – основная характеристика – ощущения;
2) животная душа – основные характеристики – память, восприятие, моторная деятельность;
3) человеческая душа – основные характеристики – мышление и стремление к развитию.
Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология».
1979 год – психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).
Конец 19 – начало 20 века – из психологии выделяются самостоятельные психологические отрасли:
1. общая психология – изучает общие закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;
2. возрастная психология – изучает изменения психики в различных периодах;
3. социальная психология – изучает особенности поведения и деятельности людей, связанные с включением человека в социальную группу;
4. клиническая психология – изучает особенности изменения психики в зависимости от различных заболеваний;
5. этническая психология – изучает особенности психики различных этнических групп;
6. психология половых различий – изучает различия в психике мужчин и женщин;
и т.д., в целом более 20 отраслей.
Психология коммуникаций – прикладная отрасль социальной психологии.
Методология делится на три общепринятых методологии:
1) общенаучная – методология философии;
2) специальная – методология конкретной науки (например, психологии);
3) частная – методология конкретной отрасли знания (например, социальной психологии).
Методология состоит из двух методологических аппаратов: концептуального аппарата (совокупность законов, принципов, категорий, рабочих понятий) и инструментальный аппарат (совокупность методов, методик и процедур исследования). Прикладная отрасль не имеет своей методологии и использует частную методологию отрасли знания.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в:
1) активном отражении субъектом объективной действительности;
2) построении субъектом неотчужденной от него картины отраженной действительности;
3) формировании на этой основе своего поведения и своей деятельности.
Экспериментальное исследование влияния темперамента (особенностей
характера) на психологическую совместимость людей в коллективе. Основные
методы социально-психологического исследования
Наблюдение
– это метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений или феноменов, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа и использования для нужд практической деятельности.
Метод наблюдения, являясь широко распространенным в исследовательской практике, ...
Самосознание как объект психодиагностики
Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Но самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, “Я-образом” или “Я-концепцией”. Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения “чистого Я” (познающего) и “эмпирического Я ...
Анализ степени выраженности отношения юношей и девушек к разным видам чужой
лжи
При решении данной задачи использовались результаты опросника «Отношение ко лжи», которые представлены в таблицах (См. Приложение 3).
Для определения отношения курсантов к чужой лжи нами вычислялись суммарные показатели величины отношения к различным видам лжи. Полученные данные отражены в Таблице 3, в которой отношения к различным вид ...