Период времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации (предсуицид) характеризуется особым психическим состоянием, которое обуславливает повышенную готовность и вероятность суицидального действия. В свою очередь, в предсуициде можно выделить две фазы: предиспозиционную и суицидальную.
1. Предиспозиционная фаза.
Этот период времени определяется повышенной психологической напряженностью и поиском путей по выходу и создавшейся критической ситуации. Внимание концентрируется на «непреодолимых» трудностях в жизни, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей в решении возникших проблем, на кажущей невозможности дальнейшего пребывания в ИУ (особенно для лиц впервые находящихся в заключении). Ожидание возможного неблагополучного развития событий вызывает беспокойство, постепенно перерастающее в чувство тревоги.
Характерной особенностью этого периода является острая потребность человека в установлении неформального контакта, теплых дружеских отношений, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке («поиск опоры»), желание поделиться своими переживаниями. К сожалению, в силу специфики и сложившихся традиций, эта потребность, как правило, остается нереализованной.
Если в первые дни осужденных проявляет активность в поисках сочувствия и помощи извне, т.е. от кого-либо, то в последующем эта активность заметно снижена, хотя потребность в помощи остается высокой.
В рассматриваемом периоде возникает чувство, что жизнь не имеет будущего, что в ней есть только прошлое.
Жизнь воспринимается только ретроспективно. Человек пытается найти утешение в воспоминаниях о приятных, счастливых моментах в своей жизни, но эти воспоминания, как правило, только отягощают восприятие настоящего. Иногда вся пережитая жизнь воспринимается как бесконечная череда провалов и неудач.
На высоте предиспозиционной фазы появляются симптомы дисперсонолизации, неопределенное чувство внутренней измененности, отчужденности, переживание какой-то «неестественности» окружающего, его непонятности и враждебности. Возникает ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования («Жить не стоит», «Устал от такой жизни», «Никакого просвета»), при этом мысли о собственной смерти, как правило, носят налет теоретизирования без какого-либо желания умереть.
2. Суицидальная фаза.
Продолжительные, но неудачные попытки практически преобразовать психотравмирующую ситуацию приводят человека к тому, что все его ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными. Поражения и неудачи влекут за собой снижение самооценки, изменяют позитивное отношение к себе, приводят к мыслям о собственной несостоятельности, порождая внутренний конфликт «неприятия самого себя», «
самоотрицание». На фоне эмоционально подавленного состояния возникает «сужение сознания», оно концентрируется лишь на негативных аспектах ситуации. В результате человек оказывается неспособным воспринимать то, что смогло бы помочь ему в разрешении проблемы.
По мере того как исчерпываются все известные варианты разрешения ситуации, возникает ощущение беспомощности перед лицом трудностей.
Измененным кажется также течение времени, его мучительное замедление, ощущение того, что «этот кошмар никогда не кончится. Никогда!»
Появляются нестойкие, сначала диффузные суицидальные мысли («Я что-нибудь с собой сделаю», «Повеситься, что ли?), а позднее и суицидальные замыслы – разработка плана самоубийства, обдумывание способа, «примеривание к нему».
Принятию решения о самоубийстве обычно способствует дополнительная психотравма, которая еще более убеждает осужденного в неизбежности катастрофы. Причем сила ее может быть совершенно незначительной (не вовремя отданное, но важное для человека письмо, несправедливое, по его мнению, наказание и т.п.). Однако само принятие такого решения свидетельствует о переживании необычайной глубины и силы.
Положение усугубляется тем , что в ИУ среди спецконтингента не принято (более того – категорически не приветствуется) без чей-либо конкретной просьбы оказывать моральную поддержку. «Лезть в душу», по «зоновским» критериям, считается, по меньшей мере, нетактичным.
Характерными особенностями поведения осужденных в этот период являются: замкнутость, стремление к уединению вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему, эмоциональная заторможенность, неадекватные действия и высказывания. В этот момент осужденными могут быть совершены любые дисциплинарные поступки, за которые можно быть переведенным в ПКТ, водворенным в ШИЗО. Все это делается с целью найти уединение.
Особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте как
психолого-педагогическая проблема
Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющ ...
Практическая часть. Организация исследования
В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 9 «Б» класса СОШ №65, в количестве 22 человек (13 девочек и 9 мальчиков). Возраст ребят 15-16 лет. В целом класс можно назвать сильным. Неуспевающих нет, много хорошистов. Особенностью данного коллектива является то, что класс сборный, дети учатся вместе с пятого класса. Учащиеся ...
Характер. Понятие характера
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер - это индивидуальное сочетание сущес ...