Введение

Понятие «внимание» заключается в ясном и четком отражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении одних объектов или свойств и качеств с одновременным отвлечением от всего остального. Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы для решения многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый ряд профессий (механики, операторы, водители), где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют повышенные требования к способности переключения внимания.

Переключение внимания представляет собой - перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.[1] Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Насколько значимы при переключении внимания и личностные особенности испытуемых, а именно принадлежность к тому или иному полу?

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Отечественных ученых вопрос о половых различиях в психической сфере интересовал до недавнего времени мало, несмотря на то что еще в 1960-х гг. его поставил Б. Г. Ананьев со своими учениками, а позднее в социологии — С. И. Кон. В настоящее время половые различия стали изучать довольно интенсивно, но, в основном, в рамках гендерной психологии. Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам (Denmark & Fernandez, 1993). Только за последние 20 лет опубликовано более 20 000 статей о половых различиях (Myers, 1990). Исследование гендерных различий в психологии водителя привело к результатам, ломающим существующие стереотипы. Выяснилось, что женщины лучше справляются со стрессом и ведут себя более хладнокровно в экстремальных ситуациях, чем мужчины.[2]

Актуальность темы:

В Австрии, Испании, Франции, Англии и Италии тарифы по аналогичным российским автостраховым программам напрямую зависят от пола страхователя. Еще в восьми европейских странах пол является дополнительным фактором, определяющим стоимость полиса в автостраховании. Как правило, женщинам страхование автомобиля обходится дешевле, чем мужчинам, поскольку считается, что представительницы слабого пола более дисциплинированны и внимательны на дороге.

К сожалению, России такая практика не касается. Некоторые страховые компании в свое время выходили на рынок с различными льготными программами для женщин, чтобы привлечь дополнительные потоки клиентов, однако сейчас практически все эти программы свернуты.

Цель исследования:

провести анализ способностей к переключению внимания у мужчин и женщин водителей.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по вопросу переключения внимания.

2. Провести эксперимент по изучения особенностей переключения внимания у мужчин и женщин водителей.

3. Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментом данные.

Объект исследования:

8 женщин и 8 мужчин (возраст 30-40 лет, водители автомобилей).

Предмет исследования:

особенности переключения внимания у мужчин и женщин.

Гипотеза исследования:

у

женщин способность к более быстрому переключению внимания, чем у мужчин.

Методика исследования:

методика «Таблицы Шульте» - исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации; методика «Исследование переключения внимания (с помощью таблиц Э. Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева и др)» - исследовать способности переключения внимания.


Межличностные отношения в группе
Межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Межличностная роль фиксирует положение человека в системе групповых связей, пр ...

Память и возможности ее развития.
Память – это психическое отражение действительности в виде запоминания, сохранения и воспроизведения своего опыта. Цель памяти осмысленное запоминание, а также сохранение, забывание и воспроизведение. Возможности развития памяти предполагают тренировку в концентрации и усилиях запоминания или узнавания в нужный для себя момент. Дл ...

Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в отечественной психологии.
К проблеме самооценки и уровню притязаний обращались многие отечественные психологи. Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооцени ...