Информация » Способность к переключению внимания у мужчин и женщин водителей » Теория внимания. Внимание, с точки зрения различных направлений в психологии

Теория внимания. Внимание, с точки зрения различных направлений в психологии
Страница 1

Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо».

Теории внимания:

Психофизиологическая теория Т. Рибо

. Он утверждал, что внимание связано с эмоциями и вызывается ими. Интенсивность и продолжительность как произвольного, так и непроизвольного внимания определяется интенсивностью и продолжительностью эмоций, связанных с объектом. Рибо связывал внимание также и с физиологическими изменениями организма (сосудистые, дыхательные и др. реакции). Состояние внимания связано с движениями (лица, туловища, конечностей и т.п.), которые поддерживают и усиливают состояние сознания.

Теория избирательной активности внимания Д.Н. Узнадзе

. Внимание - установка, то есть готовность определенным образом отражать объект. Под влиянием установки субъект выделяет избирательно те сигналы, которые соответствуют опережающему возбуждению. Это «вероятностное прогнозирование» и связанная с ним подготовка к действию и есть механизм активного внимания, или механизм избирательной установки.

Концепция внимания П.Я. Гальперина.

Основные положения концепции:

- внимание - один из моментов ориентировочной деятельности;

- внимание - это контрольная часть действия (помимо ориентировочной и исполнительной), которая не имеет особого отдельного результата. Внимание в отличие от контроля не оценивает действие, а улучшает его, сравнивая с образцом. В самостоятельный процесс оно превращается, когда действие становится умственным и сокращенным;

- внимание - результат формирования новых умственных действий.

Специфическое значение внимания как выражения отношения личности к объекту сделало это понятие особенно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии ассоционисты

вовсе не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них не существовало и внимания. Затем, в конце XIX и начале XX в. понятие внимания начинает играть все большую роль. Оно служит для выражения активности сознания и используется как корректив к ассоциативной психологии, сводящей сознание к механическим связям ощущений и представлений. Но при этом внимание по большей части мыслится как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, которая извне формирует данный сознанию материал.

Это идеалистическое понимание внимания вызывает реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делёвр и др.) отрицают вовсе правомерность этого понятия. Особенно радикальные попытки, совершенно устраняющие внимание из психологии, сделали представители поведенческой

психологии и гештальтпсихологи.

Первая механистическая попытка упразднить внимание, намеченная в двигательной теории внимания Рибо и развитая у бихевиористови рефлексологов

Страницы: 1 2 3


Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяк ...

Формы существования ценностей
Необходимо отметить, что "ценность" как категория и междисциплинарное понятие ха­рактеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существова­ния. Д.А.Леонтьев различает следующие фор­мы существования ценностей: 1. Общественные идеалы. 2. Предметно воплощенные ценности. 3. Личностные ценности. В перво ...

Наглядно-образное мышление.
При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. ...