Аффективные дети » Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. Характеристика детей с аффективным поведением

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. Характеристика детей с аффективным поведением
Страница 1

« Аффективное поведение – это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин, таких как:

- длительное пребывание в детском саду.

- наметившийся кризис семьи.

- избыток родительского раздражения.

Аффективный ребенок агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Его плач изводит родителей. Однако такой ребенок и высокочувствителен, точно улавливает настроение взрослого. Он робок, но и бесстрашен – может вступить в конфликт, в драку с более сильными детьми и даже с детьми, старшими по возрасту, не думая о последствиях для себя. Он раним и обидчив, но сам не обостряет ситуацию, в которой может быть обижен; он застенчив и назойлив; не переносит шума и шумен сам; истощаем. Но жаден до информации и засыпает у телевизора от усталости, чуть ли не поддерживая веки, чтобы не закрылись глаза. Он «вредный», но и бесхитростный. Он боязлив, недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного, но он и крайне неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду». Вот каким нам предоставляет аффектика врач- психотерапевт В.И. Гарбузов.

А вот как характеризует психолог Е.Е. Кравцова в книге «Как помочь детям в преодолении трудностей в поведении» детей – аффектиков.

Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие формы поведения – это упрямство, заторможенность, негативизм, неустойчивость эмоционального поведения. « Это не психическое заболевание, это отклонение в психическом развитии».

Детям с отрицательными аффективными переживаниями характерно такое поведение, они:

- теряются, плачут, бояться страшного;

- не могут переключить внимание с одной ситуации на другую;

- не могут включиться в коллективную игру, занятие;

- плачут при расставании с родителями;

- в конкретной ситуации не знают как поступить;

- часто плачут, падают на пол, бьют ногами и руками;

- зависят от конкретной ситуации (вошел и не вышел из ситуации);

- низкий уровень произвольного поведения;

- безинициативность и внешняя послушность взрослому;

- ребенок может принять поставленную перед ним задачу, но не может решить ее.

Условия необходимые для психологической коррекции детей с аффективным поведением:

I. для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований в работе и общении с детьми как в детском саду, так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.

II. Основные требования к родителям выдвигает психолог В.И. Гарбузов такие:

- не изнеживать ребенка;

- не воевать с ребенком;

- не капитулировать перед ребенком. Родителям следует создать в семье условия для спокойствия и сдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться видеть себя, свое поведение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть по телевизору только детские мультфильмы, не более 30 минут в день.

III. Воспитатель не должен оставлять без своего внимания детей с признаками аффектизма. Воспитатель должен проверить свои подозрения.

В науке известны разные способы диагностики детей с аффективным поведением:

Наблюдение за поведением ребенка.

В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова говориться, что аффекты могут легко возникнуть у маленьких детей в следствии неудовлетворения потребностей ребенка или любого конфликта.

В результате неправильного воспитания склонность к аффектам может занять в жизни ребенка значительное место и неблагоприятно повлиять на развитие характера.

Если ребенок приучен к тому, что его желание легко и беспрепятственно удовлетворяются окружающими ребенка людьми, то непривычное для ребенка появление препятствий на пути удовлетворения его потребностей и желаний может вызвать аффекты гнева, ярости. А это можно продиагностировать в ходе наблюдения за поведением ребенка.

Изучение рисунков детей.

Изучение рисунков детей позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира.

Преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках детей подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми ребенок не может справиться.

Яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм.

Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность.

Находясь в беспокойном состоянии дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Повышенная возбудимость находит свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности.

Страницы: 1 2


Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников. Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания [15]. Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Ум ...

Психоанализ и франкфуртская школа.
Большой вклад в философское осмысление фрейдовских идей внесли представители франкфуртской школы. В основе философских построений франкфуртцев, наряду с идеями Гегеля, Ницше и других мыслителей, лежит психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре [6]. Как известно, франкфуртцы выступили с обоснованием необходимости "крити ...

Основные уровни и виды мышления. Обзор и описание различных видов мышления, его уровни
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Различным может быть их познавательное значение. Неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения. И системы мыслительных операций, посредством которых ученый мож ...