Коммуникативные установки

Установка - благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Установка – психологическая тенденция, проявляющаяся в оценке некоторой частной сущности с известной долей одобрения или неодобрения. Установка бессознательна. Существенным в отношениях человека, отличающим его от животного, является их сознательность. Бессознательность установки является важным обстоятельством, делающим установку средством и методом изучения бессознательного.

Факт наличия установки как тенденции может быть осознан, степень выраженности также; но осознание роли потребности отсутствует, хотя это осознание является лишь одним из условий возникновения и фиксации установки. Вопрос установки и эмоции недостаточно определен. Отмеченная связь установки с потребностью заставляет признать роль эмоции, но она не так отчетлива в ее первостепенной значимости для формирования установки. В фиксации установки значение эмоции велико.

Объект установки - это нечто, независимо воспринимаемое или представленное в сознании субъекта. Объекты установки могут быть конкретными или абстрактными.

Функции установки:

-функция познания – позволяет нам узнать об объектах и событиях в нашем окружении.

-функция приспособления – помогают достигать позитивных результатов и избегать негативных.

-функция социальной идентичности – связано с самовыражением и социальным взаимодействием. (М. Хьюстон. Введение в социальную психологию. 2004. с.240).

Наши установки будут предопределять наше поведение:

■ если «другие влияния» сведены до минимума;

■ если установка полностью соответствует предсказанному поведению;

■ если установка сильна (что-то вызывает у нас воспоминание о ней, ситуация незаметно активизирует ее, или же мы поступаем так, что она становится сильной). Установки и поступки порождают друг друга, как курица и яйцо.

Психическое последействие нашего поведения в действительности проявляется в широком разнообразии социальных ситуаций. Когда мы преодолеваем новую ступеньку на социальной лестнице, то вынуждены поступать в соответствии с нашим положением, даже если чувствуем себя не в своей тарелке. Но это чувство редко сохраняется длительное время.

Вопрос изменения аттитюдов в течение последних десятилетий оставался предметом неослабеваемого интереса зарубежных, особенно американских социальных психологов. Причина подобного внимания заключается, прежде всего, в той роли, которая отводится взаимосвязи аттитюдов с поведением человека, а также в огромном спектре прикладных проблемных областей, связанных с решением конкретных задач – от политических и рекламных кампаний до изменения поведения конкретного человека.

Проблема предсказания поведения неразрывно связана как с проблемой эффективности социально-психологического воздействия, так и с изменением социальных установок или аттитюдов как индикаторов данных изменений. С позиции факторного подхода при прогнозировании поведения нужно полагаться на факторы или устойчивые индивидуально-психологические черты или характеристики личности.

Наиболее цитируемой и признаваемой в области прогнозирования поведения является разработанная М. Фишбейном и И. Айзеном теория обоснованных действий, которая строится на принципе, предполающем, что люди в своих действиях основываются на представлениях и приемлемой информации, а не на логическом обосновании. Теория устанавливает, что поведенческие интенции к осуществлению определенного рода поведения представляют функцию двух факторов: собственных установок личности в отношении поведения и субъективной нормы, связанной с представлениями других людей о том как она должна поступать в подобного рода ситуациях. Каждый из этих факторов высчитывается по модели ценности ожиданий, предполагающей объединение ряда характерных представлений об осознаваемой вероятности, составляемых в оценочных выражениях.

Аттитюды индивида в отношении поведения объединяют поведенческие представления, каждое из которых составляются из личностных оценок возможных последствий. Аттитюд представляет собой сумму такого рода соединений.

Наиболее близкой к представленной выше модели теории обоснованных действий Айзен и Фишбейн, правда с оригинальными дополнениями, является модель Х. Триандиса. В качестве дополнения Триандис, соглашаясь со значимостью интенций для предсказания поведения, добавляет еще два фактора: привычки и способствующие условия. Во многих ситуациях человек полагается скорее на привычные способы поведения, нежели на рациональные решения. (В.А. Янчук. Введение в современную социальную психологию. 2005. с.466).

Наиболее значимые последствия удовлетворенности трудом и приверженности организации в организационной психологии рассматриваются с точки зрения изучения установок. Удовлетворенность трудом – аффективная реакция на труд, возникающая у человека при сравнении актуальных результатов своей деятельности с желаемыми. Рост вовлеченности работника в деятельность, богатство ее содержания, постановка трудных и специфических целей, уважение к чувству собственного достоинства сотрудников и т.д. приводит к положительным результатам, включая повышение уровня удовлетворенности трудом.


Особенности арессивного поведения подростков. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал ...

Визуально – коммуникативные характеристики представителей молодежных субкультур. Сущность субкультуры
Начиная эту тему, необходимо дать определение понятия «Субкультура». Здесь есть определенная сложность, так как определений, что такое «Субкультура», очень много. Приведу различные (не очень много)- от энциклопедических до определений участников различных форумов: 1) «Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей ...

Несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука—глаз»
Недостаточное развитие названных функций затрудняет определение пространственных взаимоотношений элементов букв, цифр, геометрических линий и фигур, осложняет ориентировку в схемах и наглядных изображениях. Эти отклонения служат естественным препятствием в обучении чтению, письму, в усвоении начальных математических знаний, при выполнен ...