Информация » Особенности самооценки больных с ишемической болезнью сердца » Роль самооценки в функционировании личности больного. Самооценка в структуре личности

Роль самооценки в функционировании личности больного. Самооценка в структуре личности
Страница 2

Сам К. Роджерс определял «Я-концепцию следующим образом: «Я-концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные или негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем» [Гуманистическая психология (К.Роджерс) //Психология личности: словарь-справочник / под ред. П. Горностай, Т. Титаренко – К., 2001, с.11].

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет Р.Бернсу рассматривать «Я концепцию» как свойственную каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В этом наборе главенствуют три элемента:

1) «Образ Я» - представление индивида о самом себе;

2) Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой. [С.В. Талайко Психология личности: курс лекций. – электр. Ресурс: www. myword.ru. Лекция 6].

Кроме того, по мнению Р. Бернса, существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

1) Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле;

2) Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

3) Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

В каждой из модальностей Р. Бернс выделяет следующие их аспекты: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

Я-концепция - это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ним переживаний.

Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.

Самооценку можно представить себе как эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. У. Джеймс писал о том, что наша самооценка зависит от того, кем бы мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отчета в оценке нами собственных успехов и неудач. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Б. В. Зейгарник, много работавшая с личностью, в том числе и психически больных, приводит следующие данные: «Е. А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. Если Ф. Хоппе в своей методике предельно абстрагировался от реальных жизненных условий, то Е. А. Серебрякова стремилась максимально приблизиться к ним. В результате своего исследования Е. А. Серебрякова установила несколько видов самооценки:

1) устойчивую адекватную самооценку,

2) неадекватную пониженную самооценку,

3) неадекватную повышенную самооценку,

4) неустойчивую самооценку» [Б.В. Зейгарник. Патопсихология. – Электр. Ресурс: www.ihtik.lib.ru., Глава IV.6].

К. Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств) и самоприятие (приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств). Механизм формирования этих сторон отношения к себе совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Понятие самопринятия смыкается с понятием самоотношения.

Страницы: 1 2 3


Речь про себя.
Все наблюдавшие за развитием детей очень хорошо знают, что малыш выражает свои мысли громкой речью. Увидев привлекательный или неприятный для него предмет, ребенок сразу заявляет об этом во весь голос. Увидев мать, он кричит: "Ма-ма!"; при виде кошки громко восклицает: "Киса! Хочу кису!" Когда ему подносят ложку с го ...

Подход с позиции личностных качеств.
Поскольку данный подход - первый на пути исследования эффективного руководства и стилей управления, он не предполагает дифференциация между руководством и лидерством, т.е. здесь руководство == лидерство, руководитель = лидер. Потребность и очевидность разделения этих понятий возникла позже. Итак, объектом одной из первых попыток опред ...

Экспериментальная часть. Методика и ее обоснование, испытуемые
Когнитивный, эмоциональный компонент «Я - концепции» может быть исследован с помощью вопросов различного рода и различных оценочных шкал. Сюда можно отнести опростник Лоуренса, опростник Вольпе-Лазаруса и др. Однако как таковые опоросники, хотя и дают возможность оценить особенности образа Я, но здесь есть вероятность того, что испытуем ...