Информация » Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся » Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся V-IX классов.

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся V-IX классов.

По мере взросления у подростков возникает интерес к своей личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В результате на протяжении среднего школьного возраста у них «…складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний»[26]. Развитие самопознания порождает потребность быть не только на уровне требований окружающих, но и соответствовать уровню собственных требований и собственной самооценки. Количество детей, ориентирующихся на самооценку, последовательно увеличивается в ходе возрастного развития ребенка. В этот период интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважения, стремления не только отвечать требованиям окружающих, но и своим собственным требованиям. Ребенок зависит от мнения взрослых, но актуальным становится и представления о нем сверстников.

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Это сложный этап не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом возрасте.[27]

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты со взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». Подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются социальные нормы взаимодействия людей. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.[28]


Роль самооценки в функционировании личности больного. Самооценка в структуре личности
Личность, являясь чрезвычайно сложным системным социальным качеством человека, возникает как опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. «Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посред ...

Психолого-педагогические методики нравственного воспитания подростков
В последнее время психолого-педагогические методики стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И, педагог должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса: выбирая те или иные методики в зависимости от поставленной цели: изучения учащихся, классного коллектива, хода ...

Дезадаптирующие факторы педагогического процесса
Психологическая защита – это механизм поведения, обусловленный врожденными потенциалами и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики. Главная задача самозащиты – принять собственное «Я» и заставить это сделать других: «я именно такой, к ...