Подросток в семье и школе
Страница 2

Потребность – нужда в чем-либо, возникающая в результате расхождения между существующими запросами и возможностями их удовлетворить. Многие потребности в период взросления возникают впервые или изменяются. Предпосылками для этого служат биологические и когнитивные перемены. Так, например, потребность в сексуальном удовлетворении появляется только после развития соответствующих биологических механизмов, а потребность в самореализации и признании в качестве взрослого – только вместе с определенными когнитивными, мотивационными и экономическими.

Проанализируем потребности подростка по иерархической классификации потребностей А. Маслоу, согласно которой высшие потребности как ситуативно, так и генетически, возникают только после удовлетворения потребностей предшествующих уровней.

Эта иерархия выглядит следующим образом:

физиологические потребности

потребность в безопасности

потребность в любви и привязанности

потребность в общественном статусе (уважении)

потребность в самореализации и индивидуальном развитии

Хотя можно использовать и другие категории, предложенная модель позволяет достаточно хорошо классифицировать значительное количество потребностей, характерных для периода взросления. К перечисленным также можно добавить потребность в независимости. В связи с этим описывают потребностную сферу подростков следующим образом:

1. Физиологические потребности. Среди них особо выделяются стремления к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития. Они основаны на биологических механизмах и индуцируются окружающей средой.

2. Потребность в безопасности. Многочисленные биологические и психологические изменения, последствия которых с трудом поддаются оценке в юношеском возрасте, усиливают потребность в безопасности. Последнюю ищут не в семье, а скорее в группе ровесников, влияние которой порой сильнее, чем у группы взрослых в семье и за ее пределами.

3. Потребность в независимости. Наступление зрелости требования со стороны общества вызывают у молодых людей сильное стремление к независимости. Оно еще более усиливаются благодаря росту когнитивных способностей, и приходит в столкновении с родительскими ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникает много семейных конфликтов. Стремление к независимости обусловливает противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных нормах, правилах и обычаях

4. Потребность в привязанности (любви). Отделение от родительского дома, чувство непонятости, стремление к независимости, а также новые когнитивные способности часто приводят к сильной изоляции молодых людей, что повышает их потребность в любви и привязанности. Этому способствует половое созревание и как следствие его – потребность в сексуальной активности, а наряду с этим – в нежности и взаимопонимании. Чувство одиночества и непонятости окружающими широко распространено у подрастающего поколения.

5. Потребность в успехе (мотивация достижения). У стремления к успеху могут быть разные истоки: желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценнки. Попытка произвести впечатление на лиц другого пола и т.д. Существует точка зрения, что эта мотивация в значительной мере определяется опытом раннего детства. Она сильна в юности у тех, кто уже в дошкольном возрасте привык добиваться успеха, а во время дальнейшей учебы в школе не испытывал жестокого внешнего контроля, место которого заняло собственное стремление к высоким результатам. В юношеском возрасте мотивация достижения может существенно ослабнуть под влиянием референтной группы ровесников.

6. Потребность в самореализации и развитии собственного «Я». Стремление к развитию в юношеский период собственной личности свойственно всем культурам. Оно часто связано с мотивацией достижения и перекликается с потребностью в признании и принятии как члена общества. В западной культуре здесь ярко выражен когнитивный акцент. Самореализация и развитие собственного «Я» означают проявление своих способностей и их дальнейшее совершенствование. Эта потребность в значительной мере коррелирует с формированием благоприятного представления о самом себе.

Страницы: 1 2 3 4


Основные выводы.
Итак, в ходе проделанной работы на тему «Особенности протекания подросткового кризиса в современном обществе» были поставлены и рассмотрены задачи: провести теоретический анализ представлений об особенностях подросткового возраста, современных тенденциях молодежной социализации, ценностей и идеалов современных подростков, а также просле ...

Теория «обманутого ожидания»
В психологической литературе мы встречаем теорию, которая, казалось бы вполне отвечает поставленному здесь нами вопросу. Это — теория «обманутого ожидания». Теория «обманутого ожидания» пытается объяснить иллюзию веса следующим образом: в результате повторного поднимания тяжестей (или же для объяснения наших феноменов мы могли бы сейчас ...

Традиция как форма существования духовных ценностей
Основная форма существования ценностей – это общественные идеалы, которые выработаны общественным сознанием. В общественном сознании присутствуют обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. В этой своей ипостаси ценности относятся к категории “социальных представлений”. Ценности укоренены в первую очер ...