Подросток в семье и школе
Страница 3

Значение упомянутых потребностей и мотивов неодинаково в разные периоды взросления. В то время как у подростков сильна ориентация на сверстников, отчасти выражающаяся в повышенном конформизме, это влияние ослабевает в юности, сменяясь повышенным стремлением к самореализации и индивидуальности.

Проявление указанных потребностей зависит от пола. Так, у девушек более выражена потребность в безопасности. Проявляющаяся уже в детском возрасте; у них слабее, чем у юношей, групповая ориентация, сильнее боязливость. Юноши меньше стремятся к безопасности, больше нацелены на успех и склонны подчиняться правилам жестко организованной группы. Впрочем, эти различия связаны и с полоролевыми стереотипами, поэтому подвержены социокультурным влияниям и меняются в зависимости от эпохи.

Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.

Адекватность — умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферы, характерологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость — способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Прогностичность — способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая» модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.

Процесс отделения от семьи не у всех происходит одинаково. У девушек он начинается раньше, чем у юношей, но не заходит так далеко, как у последних. Отделение девушек от своих матерей, по-видимому, - особая проблема, остающаяся пока практически неизученной. В различных социальных слоях этот разрыв происходит раньше и резче, чем в высших. В рабочих семьях психосоциальная и экономическая самостоятельность тесно взаимосвязаны; в группах с более высоким достатком материальная эмансипация обычно наступает значительно позже психосоциальной и во многом независимо от нее. Процесс отделения от семьи создает особенно много проблем для молодых людей, оторванных школьным или профессиональным образованием от социально-культурного слоя своих родителей.

Отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом.

-созревание когнитивных и эмоциональных функций может привести к тому, что молодые люди используют свои новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограничительный стиль воспитания.

-в процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Такое «обесценивание» последних – проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.

- перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особую роль играют здесь особенности, связанные с внешним видом и производимым впечатлением.

-отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Мнение об абсолютном отрицании в этот период всех родительских ценностей не соответствует действительности. Хотя примерно у половины молодых людей происходят такие столкновения и родители как центр ориентации и идентификации отступают у них на задний план, это относится лишь к определенным областям жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Констатирующий эксперимент
Таблица №2 Сводная таблица данных в экспериментальной группе по методике «Структурализированное наблюдение» (наблюдаемые фрагменты проявлений агрессивности) № Ф.И. ребенка Возраст Фрагменты Физическая Направленная на другого Направленная на предметы Направленная на себя Скрытая Вербальная В мимик ...

Психологические особенности формирования речи первоклассников
Одним из важнейших показателей уровня культуры мышления, интеллекта человека, является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности и ...

Индиго
Биополевые энергетические особенности ауры Индиго значительно отличаются от ауры Жёлтых. Энергетический каркас поля на карте диагностики видится в виде ромбического поля из двух-трёх ромбов синего, фиолетового цвета. Обращает на себя внимание необычность этого поля явно не присущего земной генетике человека. Обычных семи чакр, к которым ...