Информация » Психологические основы педагогической саморегуляции » Дезадаптирующие факторы педагогического процесса

Дезадаптирующие факторы педагогического процесса
Страница 1

Психологическая защита – это механизм поведения, обусловленный врожденными потенциалами и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.

Главная задача самозащиты – принять собственное «Я» и заставить это сделать других: «я именно такой, каким кажусь себе».

Каждый человек создает в той или иной степени свой образ и тщательно охраняет его от посягательств окружающих и от самого себя (самокритики). Очень часто он защищает то, чего нет, - миф о собственном «Я».

Но какими бы парадоксами не удивляла нас психологическая защита – она есть у каждого. И только в процессе личностного развития человек может постепенно избавиться от нее.

Существуют различные формы психологических защит:

а) рационализация – предвзятое и выгодное для себя толкование фактов;

б) капитуляция – отступление перед трудностями, связанными с реализацией своего «Я»;

в) сверхзащита – оборонительная форма, которая обычно используется в случаях, когда личность не может приспособиться условиям деятельности и требованиям окружающих;

г) агрессия – открытая борьба против окружающей действительности.

Жизненный опыт, потенциальные возможности и воспитание диктуют личности определенную стратегию психологической защиты. Психологи выделяют 3 наиболее распространенные стратегии:

а) компромисс,

б) избегание,

в) агрессия.

Рассмотрим подробнее.

Компромисс. Ведущую роль в этой стратегии защиты субъективной реальности личности играют интеллект и характер. Главная цель – защита чувства собственного достоинства. Ради этого индивид делает различные уступки, жертвует некоторыми своими интересами. Иногда компромисс означает приспособление, стремление подчиниться оппоненту, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты. Компромисс не является идеальной стратегией защиты пригодной в любой ситуации. Педагогу можно порекомендовать использовать компромисс в сочетании с другими стратегиями (их мягкими формами).

Избегание. Данная стратегия не требует больших умственных и эмоциональных затрат. Индивид обычно обходит или покидает зоны конфликта, стремясь оградить свое «Я» от нападений. И хотя избегание достаточно хорошо защищает человека от эмоционального напряжения, эта стратегия мало подходит педагогу из-за специфики его деятельности, связанной, прежде всего, с необходимостью постоянного общения и взаимодействия с классным коллективом и коллективом преподавателей.

Агрессия – психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Существует множество форм агрессии, перечислим лишь некоторые из них: «экстрапунтивность» - тенденция обвинять во всем других; «поиск мишени» - стремление выместить агрессию на невинном и непричастном субъекте; «праведный гнев» - оправдание своей агрессии возвышенным мотивом; «деликатное хамство» - изощренное, завуалированное оскорбление, рассчитанное на унижение личности и многие другие [№2 с. 23 – 26]. Любые формы агрессии по отношению к своим воспитанникам и коллегам ведут к возрастанию эмоциональной напряженности с обеих сторон и могут вызвать стресс.

В литературу по психологии и медицине слово «стресс» попало полвека назад. В 1936 году в журнале «Nature», в разделе «Письмо к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами».

Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходные начала: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдения ученого. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом [№11].

Ганс Селье выделил три стадии развития стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредным воздействиям, увеличивается опасность заболеваний.

Страницы: 1 2 3


Произвольное и непроизвольное внимание
Со стороны качественной эмпирическая психология характеризовала внимание как непроизвольное и произвольное. Первым типом внимания обычно считали такие акты, которые возникали в ответ на какие-нибудь внешние раздражения, привлекающие нас своей чрезмерной силой, интересом или выразительностью. Если, сидя в тихой комнате, я весь обращаюсь ...

Методика Кеттелла
Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту. В 1970 году было опублик ...

"Рефлексология" В.М. Бехтерева и И.П. Павлова
Рефлексология (от лат. reflexus - отраженный и греч. - logos - учение) - механическое направление в психологии, рассматривающее психиатрическую деятельность человека как совокупность сочетательных рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему. Рефлексология ограничивалась изучением внешних реакций орга ...