Информация » Психологические основы педагогической саморегуляции » Дезадаптирующие факторы педагогического процесса

Дезадаптирующие факторы педагогического процесса
Страница 2

Стресс – всегда психофизиологическая реакция личности (а не организма, как это представлялось вначале). И ряд воздействий, которые его вызывают, оказался гораздо длиннее, чем полагали первоначально, - не только холод или жара, голод или боль, опасность для жизни или угроза здоровью, но и обида, вина, ревность, стыд. Водоснабжение водоотведение строительство и реконструкция www.eco61.ru.

Три взаимодействующих звена, три системы обнаруживаются в возникновении и течении стресса. Оценка стрессогенного события, в которой «говорят», не редко перебивая друг друга, эмоции и рассудок; физиологические и биохимические реакции на само событие или на его оценку; и, наконец, действие, поведенческие реакции, направленные на устранение причин и последствий стресса или имеющие целью избежать его в будущем. Отношение к событию оказывается нередко «ядром» стресса. Не столько важно, какова объективно опасность, главное – как она оценена. Ложный испуг, неправильная интерпретация поступка близкого человека, отсутствие реальной вредности или угрозы точно также вызовут физические и биохимические сдвиги, характерные для стресса, как ирреальные опасности. А если человек «держится» за такие ошибочные оценки, и они повторяются, могут развиться вполне реальные заболевания.

Ошибка вероятна и при оценке своих возможностей. Ощущение стресса усиливается, когда требуемые усилия кажутся чрезмерными, несправедливыми или когда позади опыт неудач или убежденность в своей неудачливости.

Начальная реакция на стресс – оценка – это всегда реакция личности, а не организма. Но даже и реакции второго звена – физиологические и биохимические сдвиги – влияют на дальнейшее течение стресса не только сами по себе, но и через их осознание и оценку личностью; именно в этом звене проявляется единство души и тела.

Третье звено – поведенческие и эмоциональные ответы, действия в ходе преодоления стресса. Названные звенья существуют раздельно лишь в схеме. Реально любое стрессогенное событие мгновенно включает все три названные системы, а каждый последующий миг развития стресса определяется их воздействием. Ведь в оценке события, помимо величины «сиюминутное», мгновенно учитывается и величина предполагаемых усилий по преодолению, и различные другие последствия самого события. Оценка «стоимости» будущего поведения входит в начальную оценку события и соответственно влияет на величину физиологических реакций. Они же, возникнув, в свою очередь влияют на первые два звена. Получается как бы замкнутая многозвенная цель, на которую можно воздействовать через любое звено. На этом утверждении основано использование психологических и телесных методов профилактики и преодоления стрессов. В практической части нашей работы будут предложены некоторые упражнения и рекомендации, направленные на выработку стрессоустойчивости и навыков противостояния стрессовым воздействиям [№2 с. 29 – 31].

С понятием «стресс» тесно связанно понятие «эмоциональное выгорание».

Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии недавно. Термин был введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Он определил его как некое расстройство, возникающее у профессионалов, работающих в кризисных центрах психиатрических клиниках. Эта публикация послужила началом серьезного изучения синдрома «эмоционального сгорания» и к 1982 году появилось уже более 1000 статей на эту тему.

Термин «эмоциональное выгорание» не является строго научным. Но за ним стоят серьезные психологические и психофизиологические явления, имеющие свои причины, формы проявления и следствия.

Прежде всего, необходимо отметить, что эмоциональное выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека.

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на избранные психологические воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип поведения, приобретенный в процессе профессиональной педагогической деятельности и который часто является следствием продолжительного стрессового воздействия [№12 с. 57].

Рассмотрим поведенческие проявления, то есть симптомам эмоционального выгорания. Каковы они и как их определить? Чтобы ответить на эти вопросы важно подчеркнуть очевидную взаимосвязь эмоционального выгорания со стрессом.

Страницы: 1 2 3


Психологическая физиология В. Вундта
Вундт выпустил первый психологический журнал "Философские исследования", который с 1905г. стал именоваться " Психологический исследования" и выходил в свет до 1918 г. Вундт занимался изучением соотношения психологии и языкознания. Изначально рассмотрение этого вопроса было намечено в его книге "Основания физиоло ...

Соотношение насилия и этапов личностного развития
Вопрос о соотношении насилия и этапов личностного развития – ещё один спорный, сложный, далекий от разрешения вопрос в проблематике насилия. Поскольку каждый человек, так или иначе, сталкивается с насилием в той или иной форме, означает ли это, что все мы тотально страдаем от тех или иных расстройств? На этот вопрос нельзя дать однозн ...

Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников. Выявление уровня развития познавательных процессов умственно отсталых школьников
Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у умственно отсталых школьников проводилось в коррекционной школе VIII вид г. Благовещенска. В обследовании участвовала группа детей из 22 человек. Работа проводилась в следующем порядке: 1. Обследование познавательных процессов детей; 2. Разработка и проведение дидактич ...