Проблема: каковы возможности технологии проблематизации (ослабляющей мыслительные стереотипы) в социальной работе с целью повышения эффективности разрешения проблем клиентов социальным работником.
Объект – профессиональное общение социального работника с клиентом в проблемной ситуации.
Предмет – технология проблематизации, используемая для ослабления мыслительных стереотипов, как средство разрешения клиентской проблемы в социальной работе.
Цель – изучить возможности применения технологии проблематизации в социальной работе для разрешения проблем клиента через нахождение и формирование новых алгоритмов деятельности.
Задачи:
1. Дать сущностную характеристику профессионального общения социального работника с клиентом в проблемной ситуации (какие проблемы возникают, т.д.)
2. Выявить проблемы профессионального общения социального работника в связи со стереотипностью мышления клиента.
3. Определить технологию ослабления мыслительных стереотипов клиента, обеспечивающую возможность построения новых алгоритмов деятельности в разрешении проблемной ситуации.
На основе проведенных рассуждений можно сделать вывод, что изучение правил логического мышления не приводит однозначно к повышению логической культуры мышления, так как знание этих правил не означает автоматического их применения, необходимо, чтобы эти правила (при многократном их сознательном использовании) привели к выработке правильных стереотипов мышления, которые, уйдя в подсознание, применялись затем в режиме "автопилота", как только в них появляется нужда.
Таким образом, можно говорить о том, что сознании человека сформировались мыслительные структуры консервативного типа, не поддающиеся корректировке в условиях задачного типа обучения.
Возникновение данных структур обусловлено несколькими факторами, заключающимися в особенностях, которые условно можно поделить на несколько групп. Это особенности:
1. Воспитания.
2. Образования.
3. Государственной социальной политики.
4. Психики человека.
5. Менталитета (этот фактор можно назвать доминантным, так как он влияет на организацию остальных четырех).
В постановке гипотезы мы исходим из следующей посылки: стереотипность мышления – это вредная привычка. Структура привычки – жесткая, неизменная последовательность действий, фактически, алгоритм.
За этим стоит ценностная ориентация на гарантированный результат. Гарантированность и предсказуемость результата повышает уровень комфортности и снижает уровень тревожности в процессе его достижения. Любое отклонение от предсказуемости и определенности, наоборот, повышает уровень тревожности и вызывает неприятные ощущения, что формирует мотив избегания ситуации неопределенности. Отсюда, отсутствие интереса к изменению характера привычного действия.
Противоречие возникает за счет такого изменения характера жизненной ситуации человека, когда он уже не может обеспечить удовлетворительный уровень своего существования, применяя привычные средства. В этом случае наступает либо фрустрация – человека "заклинивает" и он не в состоянии самостоятельно выбраться в конструктивное русло, либо он начинает искать более адекватные средства своей деятельности, то есть, вынужден развиваться.
Теоретические основы данной работы – результаты исследователей: Андрияко Л Я., Иванов Ф.Е., Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Григорьева С.И., Узнадзе Д.Н., Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована социальными работниками и другими специалистами в работе с клиентами.
Темперамент и его значение в общении.
Основу биологической подструктуры личности составляет
темперамент
– закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Свойства темперамента
– индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевых ...
Эмпирическое исследование проявления агрессии детей и подростков. Программа эмпирического исследования проявления агрессии детей
и подростков
Наше исследование проблемы проявления агрессии детей и подростков показало, что это одна из важнейших проблем современности. Поэтому проблема проявления агрессии детей и подростков стала предметом нашего исследования.
Гипотезами эмпирического исследования явились предположения:
Гипотеза №1: В подростковом возрасте преобладает средний ...
Теория развития высших психических функций и культурно-историческая
психология как наука XXI века: перспективы развития
В культурно-исторической теории психического развития человека, созданной Л.С. Выготским в конце 20-х - начале 30-х гг., им широко использовалось понятие коллективной деятельности, наличие которой вполне естественно подразумевало и понятие коллективного субъекта (ему соответствовал коллектив детей, соответствовала группа, состоящая из д ...