Информация » Социальная работа и психология » Стереотипность мышления как препятствие в решении проблемных ситуаций социальным работником. Специфика профессионального общения в социальной работе

Стереотипность мышления как препятствие в решении проблемных ситуаций социальным работником. Специфика профессионального общения в социальной работе
Страница 1

Глубинный смысл социальной работы, ее сердцевина заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения. Истоки социальной работы как филантропической деятельности лежат в области нравственности и религии. Эмерсон Эндрюсс сказал: "Матерью филантропии является религия".

Профессия "Социальная работа" способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы.

Социальная работа в своих различных формах обращена к многостороннему, комплексному взаимодействию людей. Её миссия заключается в том, чтобы дать возможность всем людям использовать полностью свой потенциал, обогатить свою жизнь и предотвратить её разрушение. Профессиональная социальная работа сосредоточена на решении проблемы и изменениях. Социальные работники являются носителями изменений, как в обществе, так и в жизни отдельного человека, семьи, общины.

Социальная работа как вид деятельности является, в сущности, коммуникативной. Коммуникативное взаимодействие, понимаемое в широком смысле слова – взаимосвязь, смысловой аспект взаимодействия. Основная цель взаимодействия – оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая:

1. увеличение степени самостоятельности клиента, его способность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

2. создание условий, в которых клиент может в максимальной мере проявить свои возможности;

3. адаптация или реабилитация человека в обществе.

Объекты социальной работы – различные контингенты лиц, имеющих выраженные социальные проблемы (социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети сироты, многодетные и социальные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.). Поэтому социальному работнику необходимо уметь находить "общий язык" с разными группами людей.

Социальные работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.

Социальные работники признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социальной работы. Они предполагают:

- справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

- создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений;

- обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

Специфика клиентов заключается в том, что чаще всего социальному работнику приходится решать проблемы людей, мыслящих на уровне менталитета.

У многих социальные работники часто ассоциируются со всемирно известным карикатурным персонажем из "Вестсайдской истории" или колоритными старушками из благотворительной "Армии спасения". И такое не очень серьёзное восприятие подкрепляется всякий раз, когда в газетах или на TV появляется новое сообщение об очередном этапе борьбы с древними, как мир "социальными язвами": бедностью и неравенством, сегрегацией и дискриминацией, различными девиациями и делинквентностью. В современном обществе, к сожалению, принято говорить скорее о промахах и неэффективности социальных работников в борьбе с пороком и нищетой, чем об их успехах или достижениях в этой области. При этом обыватель уже не представляет себя и свой мир без множества разнообразных социальных служб и их безотказных работников. Отсюда при всей молодости социальной работы, – а этой профессии нет ещё и ста лет, – ряды социальных работников продолжают расти, так как в мире неуклонно увеличивается спрос на их услуги.

Страницы: 1 2 3 4


Логические законы речевой коммуникации.
Логичность речи – важная составляющая ее содержательности. ...

Сенсуализм и феноменализм Т. Гоббса
Гоббс - сторонник учения о двух истинах. Он говорил о необходимости "отделять религию, т.е. правила, согласно которым следует чтить Бога, и правила философии, т.е. учения частных людей. При этом истины религии должно доставлять Священное Писание, а философские учения - естественный разум…". Гоббс утверждал, что догматы религии ...

Личностная характеристика коммуникативно-педагогической толерантности. Взаимосвязь педагогической толерантности с качествами личности по Кеттеллу
Для изучения личности учителя использовалась методика 16PF Кэттелла. Необходимо выяснить какова характеристика личности учителя с толерантным-интолерантным поведением. Рис. 13. Взаимодействие показателей коммуникативно-педагогической толерантности с качествами личности КПТ – коммуникативно-педагогическая толерантность B – высокий ...