Участники исследования. Группа подростков 13-17 лет (6-11 классы закопской средней школы) в количестве 40 человек. Из них 20 мальчиков и 20 девочек.
Выбор методик исследования.
Для выбора адекватного инструментария, мы познакомились с существующими техниками и методиками, которые направлены на диагностику агрессивного поведения.
Достаточно известным является тест «Самооценка психических состояний (по Айзенку). Тест включает четыре блока, каждый из которых предоставляет 10 вопросов о различных психических состояниях человека. Итог баллов по первому блоку диагностирует состояние тревожности; второй блок - состояние фрустрации; третий - состояние агрессивности; четвертый - состояние ригидности.
Наиболее часто психологи используют тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки. Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. Указанная методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждается ее высокая валидность и надежность.
Методика представлена как самоотчет о склонности к разным формам агрессивного поведения, включает 75 пунктов и 8 шкал: «Вербальная агрессия», «Негативизм», «Непрямая агрессия», «Обидчивость», «Раздражительность»», «Физическая агрессия», «Подозрительность», «Чувство вины». Суммарные показатели шкал (1;2;3):3 - индекс агрессивности; (6;7):2 - индекс враждебности.
При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками. В нашем случае это опросник по Айзенку.
Процедура исследования. Испытуемым давался сначала опросник Баса-Дарки, они получали необходимые инструкции. После ответа на первый опросник испытуемому давался опросник Айзенка, так же с необходимыми инструкциями.
После чего полученные данные были обработаны и занесены в протокол.
Уровни толерантности
В философии выделяют пять уровней толерантности: цивилизационный, межгосударственный, этнический, социальный и индивидуальный. Толерантность цивилизационная подразумевает ненасилие в контактах различных культурных миров. Поэтому цивилизационное измерение толерантности, в качестве наиболее общего уровня ее существования, является условие ...
Расстройство влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, нередко периодически повторяются. Во время приступа пациент обычно захвачен влечением, оно идентифицирует ...
Особенности межличностных отношении подростков
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью. ...