Вместе с тем в качестве модели для построения индивидуальных программ мы предлагаем использовать «Примерную программу по профилактике рецидивов правонарушений» (Таблица 1), отражающую содержание и основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения. Общие задачи и функции педагогической команды, осуществляющей сопровождение, также представлены в «Положении о социально-психологической службе образовательного учреждения
Примерная программа по профилактики правонарушений
Таблица 2
Цель этапа |
Основные направления в работе |
Методы работы |
1 этап Цель: Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально - психологического портрета учащегося, стоящего на внутришкольном учете или в ПДН |
Первичная диагностика Определить "зоны" детского неблагополучия; Выявить индекс благополучия; Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу |
Методы изучения личности (анализ документов, беседа, опрос, социометрия, комплекс методик, связанных с изучением личности подростка). |
2 этап Цель: Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка. |
1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых); 2. Построение эмоционально-значимых и социально-значимых видов деятельности подростка; 3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка; 4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности; 5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности. |
Методы коррекции - метод "педагогического взрыва", метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др. |
3 этап Цель: Формирование законопослушного поведения подростка |
1. Формирование доверительных отношений с подростком; 2. Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах деятельности; 3. Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности. |
Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков и модификации поведения и др. Индивидуальная педагогическая поддержка Социальное проектирование. |
Так, Оля М., была занесена в банк данных, как неуправляемый подросток, часто срывала уроки, была груба с учителями и одноклассниками. В ходе анкетирования мы выяснили, что у нее умерла мама, отец с горя начал пить, часто его не бывает дома. Девочке не хватает отцовского внимания и теплоты. Мы решили навестить отца и поговорить с ним. После беседы отец стал часто заходить в школу, интересоваться успехами дочки, а впоследствие стал членом родительского комитета. А Олю привлекали к общественной работе в классе и в школе. Девочка изменилась, стала посещать уроки, появился интерес к учебе.
В ходе нашего исследования среди 50 опрошенных детей к трудновоспитуемых было отнесено 5 детей.
Владимир К.пропускает занятия в школе без уважительных причин. В 7-м классе подросток посетил 9 учебных дней, после чего перестал ходить в школу. В семье сложилась неблагоприятная обстановка, контроль за поведением Володи со стороны матери отсутствует, подросток подрабатывает на оптовом рынке, собирает бутылки, воруют, ребенок оставлен на попечение бабушки.
Подросток и семья были поставлены на учет к социальному педагогу, который осуществлял контроль за ситуацией в семье, консультировал и координировал деятельность служб и специалистов, участвующих в решении проблем семьи, информировал КДН о проделанной работе.
Анализ прессы. Современное состояние интересов подростков.
Жизнь подростка XXI века, в той или интерпретации. Которую нам преподносят все современные средства массовой информации (СМИ) крупно изменилось за последние годы.
Проведенный анализ характеризует современного подростка как маленького человека, который мыслит по-взрослому, рационального, ориентированного на ценности еще не свойственные ...
Анализ диагностики уровня общественной активности.
По анализу первой методики, можно с уверенностью сказать что студенты второго курса ФПП считают себя вполне динамичными и активными людьми. (более 70%) . У некоторых студентов есть определенные черты характера руководителя. (40%) Они энергичны и деятельны.
Рисунок 1. Активность студентов факультета педагогики и психологи марийского г ...
Рациональные условия отношений родителей и детей
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки[16].
Первая и главная из них – разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаим ...