Общая характеристика детей с задержкой психического развития
Страница 5

ЗПР, вызванная дефектами воспитания и информационным дефицитом с раннего детства (педагогической запущенностью).

Внутри каждой формы автор выделяет различные варианты (см. табл.).

Таблица. Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по В.В. Ковалеву

Форма

Состояния

Причины

Дизонтогенетические формы

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма

Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности

Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью

Следствие нарушения созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом системы лобной коры, и их связей.

Этиологические факторы:

Конституционно-генетические; внутриутробная интоксикация; легкая форма родовой патологии; токсико-инфекционные воздействия в первые годы жизни

Энцефалопатические

формы

Цереброастенические синдромы с запаздыванием школьных навыков. Психоорганический синдром с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций

Органическая интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличахПсихоорганический синдром с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций

 

Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии

 

Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств

Интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте или тугоухости

Интеллектуальная недостаточность при слепоте, возникшей в раннем детстве

Сенсорная депривация

Замедленное и искаженное развитие познавательных процессов в связи с дефицитом анализаторов (зрение и слух), которым принадлежет ведущая роль в познании окружающего мира

Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (педагогическая запущенность)

Психическая незрелость родителей. Психические заболевания у родителей. Неадекватные стили семейного воспитания

Классификация В.В. Ковалева имеет большое значение в диагностике детей и подростков с ЗПР. Однако необходимо учитывать, что автор рассматривает проблему ЗПР не как самостоятельную нозологическую группу, а как синдром при многообразных формах дизонтогенеза (детский церебральный паралич, нарушение речи и пр.).

Наиболее информативной для психологов и педагогов является классификация К.С. Лебединской. На основе комплексного клинико-психолого-педагогического изучения неуспевающих младших школьников автор разработала клиническую систематику задержки психического развития.

Так же как и классификация В.В. Ковалева, классификация К.С. Лебединской строится исходя из этиологического принципа и включает четыре основных варианта задержки психического развития: (6)

- задержку психического развития конституционального происхождения;

- задержку психического развития соматогенного происхождения;

- задержку психического развития психогенного происхождения;

- задержку психического развития церебрально-органического генеза.

Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Организация и методология исследования. Выборка и методы исследования
В нашем исследовании приняли участие 75 руководителей: начальники участков, цехов, служб и отделов, руководители промышленных предприятий, а также руководители социальной сферы и управления городом. Всего – 18 женщин и 57 мужчин. Возраст испытуемых – от 25 до 53 лет. Распределение испытуемых по трем возрастным группам следующее: - 25 - ...

Физиологические эффекты аутогенной тренировки
Физиологические эффекты аутогенной тренировки в целом и механизмы восстановления под ее влиянием нервной регуляции тех или иных конкретных функций весьма сложны и до настоящего времени полностью не изучены. Центральное место в раскрытии физиологических механизмов аутогенной тренировки занимает изучение вопросов саморегуляции исходно не ...

Психологическая характеристика выде­ленных типов
Для содержательной психологической характеристики выде­ленных типов нами использовался ряд методик исследования ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сферы, а также некоторых других личностных особенностей. Система лич­ностных смыслов исследовалась с использованием теста смысложизненных ориентации (СЖО), созданного Д. А. Леон ...