Информация » Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя » Влияния педагогической толерантности на эффективность педагогической деятельности

Влияния педагогической толерантности на эффективность педагогической деятельности
Страница 1

Коммуникативная и социокультурная толерантность оказывают влияние на эффективность обучающей и воспитательной деятельности, чем выше уровень коммуникативной толерантности и социокультурной толерантность, тем выше эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя.

Рис. 6.1. Взаимосвязь параметров коммуникативной интолерантности, социокультурной толерантности и эффективности обучающей деятельности

1 – непринятие другого

2-я эталон при оценке другого

3 – консерватизм в оценках людей

4 – неумение скрывать отрицательных чувств

5 – стремление перевоспитать партнера

6 – подогнать партнера под себя

7 – непрощение ошибок другого

8 – нетерпимость к дискомфорту

9 – неприспособленность к личностным особенностям партнера

10 – коммуникативная интолерантность

11 – уважение

12 – доброта

13 – эмпатия

14 – социокультурная толерантность

15 – стаж работы

16 – эффективность обучающей деятельности

17 – эффективность воспитательной деятельности

Отрицательная корреляционная связь наблюдается между составляющими коммуникативной интолерантности и эффективностью педагогической деятельности. Чем выше не умение либо не желание педагога понимать или принимать индивидуальность других людей, при оценке поведения, образа мыслей или отдельных характеристик людей; категоричность или консервативность в оценках других людей; неумение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров; стремление переделать, перевоспитать своего партнера; желание подогнать партнера под себя, сделать его удобным; не умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности; нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер; чем чаще учитель рассматривает в качестве эталона самого себя; чем более плохое приспособление к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других, тем ниже эффективность воспитательной и обучающей деятельности учителя.

Рис. 6.2. Взаимосвязь параметров коммуникативной интолерантности, социокультурной толерантности и эффективности воспитательной деятельности

Чем выше уровень уважения к партнеру, доброта и эмпатия, тем выше уровень эффективности воспитательной и обучающей деятельности учителя.

По результатам исследования в наибольшей степени эффективность педагогической деятельности взаимосвязана именно с социкультурной толерантностью. Наиболее значимая корреляционная связь наблюдается между эффективностью педагогической деятельности и коммуникативной интолерантностью, социокультурной толерантностью, уважением, добротой и эмпатией. Разная значимость корреляционной связи говорит о разном содержательном наполнении педагогической толерантности.

Изучив вклад каждого показателя коммуникативной интолерантности и социокультурной толерантности в формирование эффективности педагогической деятельности можно получить индивидуальные данные педагогической толерантности – интолерантности. Для этого необходимо проанализировать показатели коммуникативной интолерантности и социокультурной толерантности методом множественного регрессионного анализа, метод – обратный пошаговый. Рассматривая формулы 1, 2 можно отметить, что на эффективность педагогической деятельности оказывают отрицательное влияние консерватизм в оценках других людей, неумение прощать партнеру его ошибки, не принятие индивидуальность другого человека, положительное влияние уважение, доброта и эмпатия.

ЭПД = 60,698 – 0,958НПР – 0,989К – 1,188НП {1}

К – консерватизм,

НП – непрощение,

НПР – непринятие.

ЭПД = -29,460 + 2,380У + 1,790Д + 2,278Э {2}

У – уважение,

Э – эмпатия,

Д – доброта

После проведенного анализа мы высчитали индивидуальные показатели коммуникативно-педагогической толерантности, интолерантности, учитывая коэффициенты по каждой шкале из формул множественной регрессии. Проследив динамику коммуникативно-педагогической толерантности – интолерантности можно отметить, что пик коммуникативно-педагогической интолерантности наблюдается в 1–3 года.

Рис. 7. Динамика коммуникативно-педагогической толерантности – интолерантности в зависимости от стажа работы учителя

коммуникативно-педагогическая интолерантность

коммуникативно-педагогическая толерантность

Данный факт, скорее всего, объясняется недостаточностью опыта работы учителя в первые годы профессиональной деятельности. И после 13 лет педагогической деятельности, что может быть объяснено проявлением усталости, привычности выполнения профессиональных функций. Наиболее высокий уровень коммуникативно-педагогической толерантности наблюдается при стаже работы 4–7 лет, когда у специалиста в основном наблюдается максимальная заинтересованность не только в результате труда, но и в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса. До такого же уровня коммуникативно-педагогическая толерантность поднимается в период 20–40 лет, что может быть связано с проявлением житейской мудрости педагога. Но в период стажа 20–40 лет также наблюдается достаточно высокий уровень коммуникативно-педагогической интолерантности. Можно отметить, что в период профессиональной деятельности после 20 лет стажа у учителя часто проявляются профессиональная усталость, эмоциональное выгорание и др. личностные проблемы.

Страницы: 1 2


Гипотеза
Исходя из всего вышенаписанного, мы выдвинули следующую гипотезу. Гипотеза: в основе различий между людьми в способах собственного самоутверждения могут лежать разные варианты саморепрезентации. ...

Выводы
Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Пользуясь выражением А. А. Ухтомского, человек видит вокруг не людей, а своих двойников. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, то есть видит сам ...

Воспитание и формирование личности
Процессы и результаты социализации имеют внутренне про­тиворечивый характер, так как в идеале социализированный че­ловек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии обще­ства, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его ин­дивидуальности. Так, нередко встречаются лю ...