Леви-Брюль приобрел широкую известность исследованиями первобытного мышления, основанными на огромном этнографическом материале, касающемся народов Африки, Австралии и Океании. В работах "Мышление первобытных людей" (1910, русский перевод под названием "Первобытное мышление", М., 1930), "Первобытная душа" (1927), "Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении" (1931, русский перевод - М., 1937), "Первобытная мифология: мифический мир австралийцев и папуасов" (1935) и других. Леви-Брюль выдвинул идею о существовании глубоких различий между мышлением первобытного и современного человека. Основывая свои исследования на тезисе Э. Дюркгейма о решающем значении общества в формировании человеческих представлений, Леви-Брюль пришел к выводу, что восприятие первобытного человека не проводит четкой границы между внешним миром и той общественной единицей, к которой он принадлежит, вследствие чего его мышление реализуется в коллективных нормах и настроениях, носящих, по преимуществу, эмоциональный характер. Являясь, по Леви-Брюлю, дологическим, первобытное мышление подчиняется не законам логики (в частности, логическому закону противоречия), а закону партиципации (сопричастности), в силу этого закона явления, которые европеец объясняет действием закона причинности, первобытный человек приписывает прямому действию мистических сил. Леви-Брюль утверждал, что, несмотря на отличия типов мышления, характерных для разных социальных групп, ряд особенностей дологического мышления и, в первую очередь, доминирование чувства сопричастности над требованиями логики, обнаруживается и в современном обществе в таких явлениях, как религия, мораль, идеология и тому подобное. Позднее (в изданных посмертно в 1949 г. "Записных книжках") Леви-Брюль отошел от тезиса о полной погруженности мышления первобытного человека в мир коллективных обычаев, обрядов и настроений и признал его логичность во всем, касающемся личного опыта и непосредственной борьбы за существование.
Развитие познавательных процессов умственно
отсталых школьников. Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания [15].
Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Ум ...
Тренинг для родителей «Особых детей»
Цель тренинга – обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения с детьми с ограниченными возможностями, привлечение родителей к корркционно-абилитационному и воспитательному процессу.
Задачи:
обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
формирование эффективной родительской позиции,
оказание с ...
Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
Принципы-альтернативы «адаптация-дезадаптация» и «компенсация-декомпенсация» дают возможность рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методо ...