Информация » Проблема агрессивности подростков из неблагополучных семей » Исследование агрессивности у подростков из алкогольно зависимых семей. Описание методики исследования

Исследование агрессивности у подростков из алкогольно зависимых семей. Описание методики исследования

Цель

исследования - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучной семье, где родители (один из родителей) страдают алкогольной зависимостью.

Предмет

исследования - психологические особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в семье с алкогольной зависимостью.

Объект

исследования - дети подросткового возраста из неблагополучных семей (семей с алкогольной зависимостью).

Гипотеза:

уровень агрессивности будет выше у детей, которые воспитываются в алкогольно зависимой семье, чем у детей, воспитывающихся родителями, не злоупотребляющими алкоголем.

Характеристика выборки:

в исследовании принимали участие 5 подростков 14 - 15 лет из алкогольно зависимых семей и 5 подростков 14 - 15 лет из семей, не злоупотребляющих алкоголем.

Методика "Агрессивность" Басса - Дарки

[22]

Методика используется для исследования уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы.

Методика позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью авторами методики понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам.

В результате выявляется индекс враждебности и индекс агрессивности.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3.


Рекомендации по формированию ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте
Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности. По мнению большинства авторов, ценност ...

Развитие познавательных процессов у умственно отсталых школьников
Для развития познавательных процессов умственно отсталых школьников необходимо комплексно подойти к занятиям с детьми, поэтому проведенные занятия были направлены на развитие отдельных сторон познавательной сферы, с учетом особенностей умственно отсталых детей. Средством для развития познавательных процесссов являются дидактические игры ...

Развитие идей бессознательного в работах неофрейдистов
Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания. В конечном счете критическая направленность мышления Фрейда, попытки соотнесения абстрактных фило ...