Информация » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Анализ отцовских установок, передающихся от поколения к поколению

Анализ отцовских установок, передающихся от поколения к поколению

Для выявления отцовских установок, передающихся от поколения к поколению с одинаковым уровнем выраженности, мы применили метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни.

В результате вычислений из 23 отцовских установок были выявлены 9, различий по которым не наблюдается на протяжении трех поколений. К ним относятся:

1. Стремление ускорить развитие ребенка

2. Раздражительность отца

3. Уклонение от конфликта с ребенком

4. Навязчивость отца

5. Зависимость отца от семьи

6. Подавление отцом сексуальности ребенка

7. Поощрение активности ребенка

8. Подавление агрессивности ребенка

9. Доминирование отца

Таким образом, данные отцовские установки передаются из поколения в поколение и это статистически подтверждено. Каждая из перечисленных установок имеет одинаковый уровень выраженности во всех трех поколениях. Мы можем говорить о том, что отцы воспроизводят их в своих отношениях с сыновьями, не изменяя в своем поведении ничего относительно данных аспектов воспитания. Отцы во всех трех поколениях злятся и раздражаются на своих сыновей ровно столько, сколько злились и раздражались в свое время на них. Они входят в мир переживаний их сыновей настолько, насколько их собственные отцы вторгались в их переживания. Они поощряют и подавляют сыновей так же, как поощряли и подавляли их в детстве.

Мы можем предположить, что одинаковый уровень выраженности перечисленных установок, сохраняющийся во всех трех поколениях, может быть связан с допустимыми нормами и границами поведения, идущими еще от прародителей и закрепленными на бессознательном уровне. Так установка на доминирование отца, может корениться в исторически закрепленных за мужчиной социальных ролях (например, персонификация власти), которые были перенесены в семейные отношения и закрепились в виде подобных установок на принадлежность власти отцу или его главенствующие позиции.

Одинаковый уровень выраженности таких установок как раздражительность отца, уклонение от конфликтов с ребенком, навязчивость отца, которые предполагают выражение тех или иных эмоций, может быть связан с социальными стереотипами, подчеркивающими, что эмоции и переживания не мужское дело и их надо контролировать, постоянно сдерживая в строго определенных рамках. Возможно, этот контроль уже тоже зафиксирован на бессознательном уровне.

Некоторые из выявленных установок, например, подавление сексуальности или агрессивности ребенка могут передаваться в виде семейных сценариев типа "У нас так не принято".

Таким образом, мы можем говорить о некой линии отцовского поведения, зафиксированной в конкретных установках, и воспроизводящейся из поколения в поколение на одинаковом уровне. Корни этих передающихся установок могут идти как от социальных стереотипов поведения, приписываемых мужчине, так и от переходящих из поколения в поколение семейных сценариев.


Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе
Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. Каждый клиент имеет ...

Эмпирическое исследование влияния личностных черт курсантов на их отношение к своей и чужой лжи. Постановка проблемы и методы исследования
Цель исследования: изучить влияние черт личности на её отношение к различным видам своей и чужой лжи. Эмпирические задачи исследования: 1. Исследовать проявление различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении. 2. Исследовать отношение юношей и девушек к различным видам чужой лжи. 3. Выявить мотивацию лжи, которую ...

Развитие речи умственно отсталых школьников
Здоровый ребенок 3-4 лет уже обладает большим словарным запасом, его активная речь носит почти правильную грамматическую норму, а фонетические погрешности произношения остаются лишь в виде мелких исключений. В то же время у ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь его ...