Социальное происхождение сознания не в том, что функция первоначально возникает внутри системы социальных отношений (как, кстати, считал П. Жане), а в том, что она возникает как реальное социальное отношение двух людей. Этим сразу же задается иная, принципиально иная логика анализа происхождения высших психических функций. Почему? Хотя бы потому, что реальное социальное отношение между людьми предполагает наличие субъектов, участников этого отношения, которые это отношения строят. Ребенок - не пассивный реципиент-усваиватель социальных норм и правил, он - участник социального взаимодействия. Ребенок не асоциален изначально - наоборот, он социален в том смысле, что выступает именно как участник социального взаимодействия. Социальная среда выступает не как фактор развития (наряду с другой “ниточкой" - фактором биологическим), но как источник развития. А это совсем не одно и то же. Формула Жане - ребенок начинает применять по отношению к себе те самые формы поведения, которые первоначально другие применяли по отношению к нему. Формула Выготского - ребенок начинает применять по отношению к себе те самые формы поведения, которые первоначально сложились как его социальные взаимодействия с другими. И, словно боясь быть неправильно понятым, Выготский повторяет еще и еще раз:
Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка.
Более того, даже перейдя во внутренний план личности, став индивидуальной по форме, функция остается социальной по содержанию.
Их состав, генетическая структура, способ действия - одним словом, вся их природа социальна: даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной.
Состав, структура и динамика ценностных ориентации личности
Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются такие методики, как тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева – для изучения уровней структуры системы ...
Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
Принципы-альтернативы «адаптация-дезадаптация» и «компенсация-декомпенсация» дают возможность рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методо ...
Результаты и их обсуждение
Методикой определения адекватности самооценки были обследованы 23 человека. Из них имели форму заболевания в виде стенокардии (различных видов): 10 человек, сердечную недостаточность (различных видов): 6 человек, перенесли инфаркт, что и являлось причиной пребывания в больнице: 7 человек. Мы сгруппировали полученные данные обследования ...


