Информация » Психологические проблемы наркотизации в подростковой среде » Первичная профилактика химической зависимости среди молодёжи

Первичная профилактика химической зависимости среди молодёжи
Страница 1

Одним из путей выхода из кризисной ситуации является не только создание эффективной системы лечения и реабилитации больных, но и разработка системы профилактических мер. Лечение уже развившихся наркологических заболеваний - процесс трудный и часто недостаточно эффективный. К тому же, химической зависимости сопутствуют многие другие заболевания, например, гепатиты, ВИЧ - инфекция, СПИД, венерические заболевания и др. Как и при любом заболевании, профилактика может оказаться гораздо продуктивнее любого лечения.

В рамках традиционной модели основная цель - дать детям знания о здоровье, здоровом образе жизни. Причем, модель здоровья - однокомпонентная, т.е. берется в расчет только физическое здоровье. Содержанием является описание вредных последствий для организма и социального благополучия человека злоупотребления психоактивными веществами. В качестве средств выступают: лекции, буклеты, плакаты, брошюры, популярные фильмы и т.п. Врачи - наркологи, приглашенные лекторы дают специальные знания девиантным подросткам или подросткам в средней школе, ПТУ. Ожидаемый результат-влияние полученных знаний на установки и поведение подростков.

Растущие цифры наркозависимых показывают, что все применяемые профилактические меры не принесли результатов, либо они были очень незначительны и кратковременны. Таким образом, выявилось противоречие: традиционная модель профилактической работы с молодежью не отвечает своему основному запросу.

В США и Европе это было замечено раньше. Там была предложена новая современная профилактическая модель. Разные организации предлагали разные ее варианты, которые отличались в деталях, но были сходны, по сути. Трудно не согласиться, что настоящая первичная профилактика в случае подростков с аддитивным поведением уже опоздала. Профилактические меры должны быть нацелены на тех ребят, кто еще не употреблял психоактивных веществ, для предупреждения начала их употребления. Поэтому, ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА должна начинаться как можно раньше и охватывать не только подростков, но и детей. Одним из звеньев современной профилактической модели является раннее выявление детей и подростков с определенной предрасположенностью к алкоголизации, наркотизации, употреблению токсических веществ. Это так называемая "группа риска".

Причины начала употребления психоактивных веществ также во многом лежат в социально - психологических особенностях ребенка или подростка, в психологических проблемах взросления. Поэтому, современная профилактическая модель ставит во главу угла помощи именно развитие определенных социально-психологических навыков. Таким образом, один из вариантов современной модели можно назвать ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКОЙ или иначе - ОБУЧЕНИЕМ ЖИЗНЕННЫМ НАВЫКАМ. При подобном подходе модель здоровья уже не однокомпонентная, а поликомпонентная, т.е. включает физический, психологический и социальный компоненты.

Тактика запугивания нередко дает обратный результат, предоставление информации является явно недостаточным для предотвращения употребления. Позитивная первичная профилактика всех видов химической зависимости представляет молодежи знания о воздействии психоактивных веществ на организм, а также развивает в том или ином объеме следующие навыки:

Страницы: 1 2


Экспериментальная часть. Методика и ее обоснование, испытуемые
Когнитивный, эмоциональный компонент «Я - концепции» может быть исследован с помощью вопросов различного рода и различных оценочных шкал. Сюда можно отнести опростник Лоуренса, опростник Вольпе-Лазаруса и др. Однако как таковые опоросники, хотя и дают возможность оценить особенности образа Я, но здесь есть вероятность того, что испытуем ...

Развитие мышления умственно отсталых школьников
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления: [18] - наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками); - наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений); - словесно-логиче ...

Условия формирования внимания
Формирование внимательности начинается с первых шагов малыша, продолжается в школе, других учебных заведениях и на работе. Оно заключается в управлении вниманием каждого индивидуума в процессе его учебной и трудовой деятельности. В зависимости от цели и методов обучения применяются различные способы этого управления. Если человек долже ...