Отношение ко лжи
Страница 2

Но легко сказать, что врать – плохо.

Прямолинейность не всегда добродетель, бестактность не всеми приветствуется [72]. Коммуникативный закон формулируется просто и ясно: «Ложь, лестную для тебя, выпиваешь залпом, тогда как правду, если она горька, пьешь по каплям» [6]. Ложь уместна, "когда неприятности, ничего не остается в жизни (т.е. обманом можно приукрасить)»; «не хочется расстраивать других» и т.п. [23,49]. Ю.И. Холодный считает, что никто из нас не показывает себя таким, каков он есть: существует «общественная маска», которую принужден носить каждый человек. Это необходимо, потому что в нас есть много чувств, которых мы не можем высказать, вместе с тем не шокируя, не раздражая или не оскорбляя окружающих нас людей. «Беда принуждает ко лжи даже честных", - так утверждает Публий Сир. «Ложь, направленная к доброй цели, лучше правды, возбуждающей вражду", - так утверждает таджикская народная мудрость[58].

Необходимо выделить ложь в связи с тяжестью ее последствий: ложь с неприятными последствиями, ложь с приятными последствиями, ложь без последствий. Этот критерий играет существенную роль в оценке степени виновности за ложь и выступает как одно из оснований, определяющих отношение ко лжи.

Отношение ко лжи, учитывая ее последствия, может быть: 1) строго осуждаемым; 2) со снисходительным и терпимым отношением; 3) не осуждаемым; 4) молчаливо одобряемым – когда ложь вызывает шуточно-развлекательную, веселую ситуацию [6].

Изначально всякий человек по умолчанию наделен определенным "кредитом доверия", которое легко потерять, а заработать трудно. Так как человек довольно часто встречается с ложью, у каждого в течение жизни формируется своя психологическая технология защиты ото лжи [6].

Реакция на чужую ложь может протекать как в скрытом виде, так и в форме открытого осуждения, поэтому по поведению партнера нельзя судить, опознал он ложь или нет. Девушки чаще прибегают к этим формам реагирования, тогда как юноши часто никак не реагируют на чужую ложь в своем окружении. Причины, по которым человек не реагирует на чужую распознанную ложь, могут быть разными: причина в стремлении к сохранению сложившихся отношений; в правилах этикета; причина, связанная с некоторым выигрышем, который получает человек, заметивший ложь, поскольку он может вести двойную игру с обманщиком, манипулировать им. А также интенсивность общения современного человека в условиях больших городов так велика, что человеку не хватило бы сил и времени реагировать на всевозможные случая обмана и уловок [65].

Е.В.Зинченко выявила из опроса студентов, что их отношение ко лжи и возможность её прощения определяется двумя факторами: характером ложной информации и степенью значимости партнера по общению. Предательство не смогли бы простить 18 % респондентов; измену – 10 %. Ложь любимого человека не простят 18 % опрошенных, а ложь близких - 13%. В то же время более половины респондентов выразили согласие с утверждением, что горькая правда, лучше сладкой лжи. Они полагают, что рано или поздно правда обнаружится, и потому лучше вовсе не обманывать[23].

Разные виды лжи вызывают разную реакцию у юношей и девушек. Наиболее снисходительно юноши и девушки относятся к тем видам лжи в своем и чужом поведении, которые не приводят к моральному ущербу обманываемого человека (этикетная ложь, умолчание, ложь во благо). Негативное отношение наблюдается ко лжи-сплетне, так как она приводит к самым негативным последствиям [65].

В социальном аспекте обращается внимание на такие модусы обмана, как тактичность, вежливость, создание имиджа и т.д. В контексте межличностного и социального взаимодействия умение скрывать эмоции, чувства и настроения поощряется и служит отличием цивилизованного человека от дикаря. В рамках этического аспекта можно выделить признаки лжи и обмана, данные в оппозиции: допустимость/недопустимость, безобидность/вред, корысть/альтруизм. Обман и ложь с позиций жесткой этики квалифицируются как ненормативные и оцениваются отрицательно. Но мотивируемые альтруистическими соображениями, обман во благо и святая ложь (white lie) не противоречат общечеловеческим ценностям и интерпретируются как совпадение интересов агента и реципиента обманного действия [39,50,70]. Люди, которых в детстве научили скрывать свои истинные чувства под маской вежливости, демонстрируют значительно больший контроль над реактивным поведением и, соответственно, достигают в жизни гораздо больших высот. В ходе исследования группа американских ученых установила, что такая вынужденная ложь помогает детям лучше усваивать неписаные правила этикета, а также развивает в них более ровный темперамент [62]. Но существует и другая точка зрения, что нравственность превращает человека внешне в существо неуклюжее, механическое, постоянно спотыкающееся [47]. П. Экман говорит о точке зрения, когда "этому парню ложь вредна, так как лишает его ценной информации, хотя и неприятной, но необходимой для того, чтобы улучшить свои деловые качества" [70]. Далеко не все разделяют добродетельность лжи во благо. С. Гроф считает, что современная медицинская помощь, которая часто пытается скрыть от пациента истинное положение дел, обольщая больного несбыточными надеждами - еще больше усиливает чувство изоляции и отчаяния, испытываемые умирающими, многие из которых инстинктивно ощущают окружающую их ложь" (С. Гроф, Д. Хэлифакс,"Человек перед лицом смерти") [58].

Страницы: 1 2 3


Практическая часть. Констатирующий эксперимент
Цель: Выявить наличие или отсутствие детей с аффективным поведением в группе. Методика констатирующего эксперимента. Опираясь на методику психолога-исследователя А.И. Захарова я определила направления, по которым, с моей точки зрения, можно выявить детей с аффективным поведением в группе. I. Наблюдение за поведением ребенка в игре; ...

Зависимость внимания от внешних факторов
Поскольку во внимании выражается отношение личности к объекту, на который направлено ее сознание, значимость этого объекта для личности имеет основное значение для привлечения к нему внимания. Не подлежит сомнению, что привлечение внимания к тому или иному объекту связано и с силой исходящих от него раздражении, как это обычно подчерки ...

Применение эффективных способов снижения стресса в коллективе МОУ «СОШ№ 6». Рекомендации по снижению стрессов
Можно дать некоторые рекомендации, позволяющие работникам школы снизить уровень профессионального стресса: - программы по уходу за детьми, учебные и воспитательные проекты для детей сотрудников; - разделение труда для снижения нагрузки; - бесплатная мобильная связь несколько дней в неделю в часы пик; - услуги по реорганизации дней р ...