Отношение ко лжи
Страница 3

С возрастом понимание лжи, как социально опасного явления, увеличивается [49]. Анализ возрастных различий в отношении ко лжи показывает, что положительное или оправдательное отношение ко лжи наблюдается у детей пубертатного периода, так как в этом возрасте развивается способность к интроспекции – умение различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Подростки отрицательно относятся ко лжи, что может объясняться максимализмом, свойственным этому возрасту [16]. Снижение частоты использования обмана более старшими детьми сопровождается ростом представлений о возможной неуспешности обманного поведения. Эти данные свидетельствуют о том, что развивающаяся с возрастом модель психического лежит в основе понимания, что другие люди могут ошибаться, иметь представления, отличающиеся от действительности, и соответственно могут быть обмануты. Появления других способов совладения с трудностями приводит к тому, что значимость и актуальность обмана снижается, замещаясь другими формами поведения[3].

Половая принадлежность влияет на отношение ко лжи: лица женского пола считают ложь социально опасной в большей степени, чем лица мужского пола [16,49].

Юноши выражают свое отношение ко лжи в зависимости от ситуации, в которой человек солгал. Отношение ко лжи девушек более личностно. Мальчики склонны к более суровым мерам наказания. Способ словесного воздействия на лгунов предпочитают девочки независимо от возраста и вида лжи [16]. В.В. Знаков выявил, что женщины более вредным в общении считают ложь, а мужчины — обман. Это потому, что женщины соотносят ложь с межличностными отношениями. Обман же связан с материальной сферой: мошенничеством, нарушением торговых соглашений и т.п. [27].

Е.А. Душина считает, что некоторые личностные особенности подростков также оказывают влияние на их отношение к определенным видам лжи. Тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, импульсивность предполагают более оправдательное отношение ко лжи. Это свидетельствует о том, что подростки с этими свойствами могут использовать ложь, как психологическую защиту. Ответственные, дисциплинированные негативно относятся ко лжи в защиту себя и лжи-умолчанию. Подростки с этой выраженной чертой чувствуют себя уверенно среди окружающих и не нуждаются в защите от них с помощью лжи такого типа [16]. Человек с нормальным уровнем интеллекта, трезво относящийся к жизни, не будет сильно страдать от того, что ему лгут. А инфантильный, конечно, распереживается.[7].

Влияние на восприятие лжи оказывает религиозность человека: глубоко верующие подростки более сдержаны в оценках лжи, склонны в большей степени оправдывать чужую ложь, предполагают высокую правдивость людей и сами придерживаются правдивой линии поведения. Отношение ко лжи может быть детерминировано и социальной средой, в которой проживает человек, так подростки из неполных семей стремятся оправдать ложь в защиту себя от наказания и эгоистическую ложь [16].

Таким образом, отношение ко лжи - динамично. Оно меняется в зависимости от эпохи, условий проживания; целей, мотивов, последствий лжи; от разновидности искажения информации; от демографических и личностных особенностей человека.

Страницы: 1 2 3 


Психологические характеристики МГ
Характеристики группы 1. Композиция – состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность). Групповые структуры 2.Социометрическая структура – совокупност ...

Игры преступного мира
В работе судов и исправительных учреждений все чаще стала участвовать так называемая "служба помощи", а криминалисты и чиновники, наблюдающие за соблюдением законов, стали более образованными. В связи с этим мы предлагаем всем заинтересованным лицам наш анализ некоторых игр, встречающихся в преступном мире (как в тюрьме, так и ...

Традиция как форма существования духовных ценностей
Основная форма существования ценностей – это общественные идеалы, которые выработаны общественным сознанием. В общественном сознании присутствуют обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. В этой своей ипостаси ценности относятся к категории “социальных представлений”. Ценности укоренены в первую очер ...