Информация » Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии » Исследование насилия в семье. Общее описание технологии исследований

Исследование насилия в семье. Общее описание технологии исследований

Для конструирования описательной модели насилия в семейной системе необходимо было решить ряд задач:

· собрать информацию о семейной системе

· собрать информацию о характере насилия в семье

· описать процесс насилия в семейной системе, используя понятия системного подхода, – иерархия, границы, треугольники и др.

Сбор информации о семейной системе осуществлялся посредством методики интервью (см. приложения).

Беседа на вышеозначенную тематику предполагала проявление такта и деликатности со стороны исследователя и откровенности со стороны респондента. Сбор информации о характере насилия в семье осуществлялся с использованием техник – эмпатического слушания и идентификации, что способствовало установлению психологического контакта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении и пониманию проблемы.

Установив контакт необходимо было расположить респондента к себе, создав доверительную атмосферу общения, вызвать респондента на откровенный разговор, открывающий тайны и секреты взаимоотношений членов семьи друг с другом, а также вскрывающий проблему насилия в семье.

Работа с каждым респондентом предполагала прохождение нескольких этапов:

· знакомство, установление контакта

· интервью (в котором можно выделить два блока: первый блок вопросов направлен на получении информации о семейной системе, второй блок вопросов направлен на получение информации непосредственно о характере взаимоотношений в семье, формах насилия транслируемых в семье , реакции и поведении членов семьи в ответ на транслируемое насилие и т.п.; вопросы второго блока строились по принципу продвижения от легких к трудным, провоцирующим тревогу, от очевидных фактов к суждениям о взаимоотношениях, от линейных вопросов к циркулярным), позволяющим получить непредвзятую информацию о взаимоотношениях в семье не став жертвой навязываемого семейного мифа).

· обязательным этапом являлась заключительная беседа с респондентом о прошедшем интервью, дающая возможность поинтересоваться возможными изменениями произошедшими в сознании респондента, его впечатлениями, переживаниями, отношением к пройденной процедуре.

После получения информации осуществлялся анализ структуры конкретной семьи, необходимо было остановиться поочередно на разных уровнях системы (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы); описать структуру семьи с точки зрения её основных параметров ( сплоченность (низкая – разобщенный тип семьи; низкая к умеренной – разделенный тип семьи; умеренная к высокой – объединенный тип семьи; чрезмерно высокая – запутанный тип семьи), иерархия, гибкость ( Олсон выделяет 4 уровня: от ригидного =- очень низкий; структурированного – низкий к умеренному; гибкого – умеренный; к очень высокому – типу семейной системы), внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи)

Определялась стадия жизненного цикла семьи (1. Зарождение семьи с момента заключения брака до появления первого ребенка; 2. Рождение и воспитание детей; 3. Завершение воспитательной функции семьи; 4. Дети живут с родителями не имея собственной семьи; 5. Супруги живут одни или с детьми, имеющимим, собственные, семьи). Следующим этапом работы было непосредственно конструирование описательной модели насилия в семье, раскрывающей место насилия в семейной системе и описывающей характер и динамику процесса насилия в семье.


Девиантное поведение. Понятие и виды девиантного поведения
Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ...

Типы одиночества
В литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям, касающимся оценки индивидом его (ее) социального положения, типа испытуемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством. ...

Мои результаты, где их можно применить?
По ходу всей моей работы, я рассказал о Детях Индиго более подробно, чем пишут в газетах и журналах; я раскрыл характеристику их характера и поведения, что может очень помочь молодым родителям; выявил, что всё-таки большинство людей не знают основной информации о том, кто же такие дети Индиго; я пообщался с медицинским психологом Владим ...