Информация » Введение в психосоматику » Психоанализ и психодинамически-ориентированная психосоматика

Психоанализ и психодинамически-ориентированная психосоматика

В своём развитии психосоматическая медицина прошла ряд этапов, на каждом из которых доминировала та или иная теоретическая концепция.

В эпоху ортодоксального психоанализа и неофрейдизма доминировало положение Зигмунда Фрейда о конверсии эмоционального конфликта на соматические функции организма. Основным представителем этого направления был Ф. Александер. Им было впервые показано, что симптомы соматических заболеваний могут иметь значение символическое и представлять собой бессознательное выражение пациентом внутриличностного конфликта.

Термин "алекситимия" (отсутствие эмоций) был введен Сифнеосом и Немиахом для обозначения ведущего психологического расстройства, лежащего, по их мнению, в основе психосоматических заболеваний – ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передачи. Считалось, что алекситимия является врожденным стабильным свойством психики.

Эпохальные открытия Фрейда в области глубинной психологии привлекли группу блестящих мыслителей и исследователей, но из-за сложности и новизны предмета, а также из-за независимости суждений лучших учеников Фрейда в психоаналитическом движении появилось множество разногласий. Один из самых известных "отступников" – австрийский психиатр Вильгельм Райх. Вклад его в психотерапию имеет огромное значение для психосоматики. Его система с самого начала подразумевала лечение неврозов с биофизических позиций и содержала физиологические элементы. Лучший из неорайхианских подходов – биоэнергетика Александра Лоуэна, сочетающая в себе психотерапию, прямое мануальное вмешательство и большое количество упражнений. Терапевтические задачи Лоуэна были шире, чем поставленные Райхом. В числе других неорайхианских подходов – например, "корневое напряжение" Келли. Для этой группы методик характерен ярко выраженный психотерапевтический компонент.

Идеи Альфреда Адлера, родоначальника индивидуальной психологии, оказали мощное влияние на исследования в клинической и индивидуальной психологии. Для нас представляется важным то, что главная посылка его психологии – представление о том, что человек есть единый и самосогласующийся организм. Ещё в самом начале своей карьеры, сотрудничая с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации". В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее других. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, что делает его более восприимчивым к заболеваниям данного рода. Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и был "неполноценным" от рождения. А люди с выраженной органической слабостью стремятся компенсировать их путём тренировки и упражнений. Идея Адлера состояла в том, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере – не только компенсация недостаточности органа, но и появление субъективного чувства неполноценности, развивающегося из ощущения психологического или социального бессилия.


Выводы
1. По данным экспериментального исследования мы можем говорить о наличии незначительных агрессивных проявлений у детей 6–7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 2. Среди различных форм проявления агрессии у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата преобладают также формы, как вербальная и физическая агрессия, так и ...

Теории памяти в психологии
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в о ...

Понятие души у Д. Локка
О душе у Локка, Юма и Канта - это возможность извлечь из опыта знание о нематериальной и бессмертной душе человека. И Локк неоднократно говорит о том, что такое вполне возможно. В "Опыте о человеческом разумении", над которым он работает целых пятнадцать лет, представление о душе разбирается в связи со сложными идеями, касающи ...