Необходимо отметить, что "ценность" как категория и междисциплинарное понятие характеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существования. Д.А.Леонтьев различает следующие формы существования ценностей:
1. Общественные идеалы.
2. Предметно воплощенные ценности.
3. Личностные ценности.
В первой своей ипостаси ценности относятся к категории "социальных представлений", являясь неотъемлемой частью объективного уклада общественного бытия конкретного социума и отражая опыт его жизнедеятельности. Здесь, однако, следует различать ценности социума и идеалы, формулируемые в виде "идеологических конструкций". Для социума значимыми могут быть либо общечеловеческие "вечные" ценности (истина, красота, справедливость), либо конкретно-исторические ценности больших социальных групп (равенство, демократия, державность), или ценности малых референтных групп (успех, богатство, мастерство, самосовершенствование) и т.д. В.Краус в работе "Нигилизм и идеалы" пишет: "Только "ценность", а именно в значении чего-то, что хотели бы иметь все, делает идею идеалом" [77].
Общественные идеалы или так называемые социальные ценностные представления не могут быть познаны непосредственно. "Более прямым и адекватным выражением ценностных идеалов, - указывает Д.А.Леонтьев, - служат их зафиксированные в культуре предметные воплощения"[36,с.23]. Воплощением ценностных идеалов может выступать либо сам процесс деятельности, либо ее продукт (деятельность). Совокупностью же таких продуктов и является материальная и духовная культура человечества, реализованная, воплощенная ценность, а не сама ценность, как таковая или "факт + ценность". Культура есть не "сущее + должное", а такое "сущее, которое таково, каким оно должно быть". Таким образом, предметы материальной и духовной культуры, воплощающие общественные ценностные идеалы, сами по себе ценностью не являются. Их "ценностная предметность" - системное качество, проявляющееся в процессе функционирования предмета в системе общественных отношений.
Личностные ценности представляют собой внутренний мир личности. Формируясь, как и потребности, в индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают, однако, не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом. Личностные ценности, как и ценности социальные существуют в форме идеалов, т.е. "моделей должного". А.И. Яценко характеризует идеал как "мысленный образец совершенства", "норму, к которой следует стремиться как к конечной цели деятельности". К. Клакхон отмечает, что "ценность является характеристикой не любого желания или предпочитаемого объекта или способа поведения, а такого, который является желательным, то есть желание или предпочтение которого обосновано с точки зрения определенных стандартов или критериев - личных или общественных". При этом критерии желательности желаемого определяются его совместимостью с целями и направленностью развития как личности, так и социальных групп и социокультурных систем. Для К. Клакхона функциональная роль ценностей связана с самим фактом жизни человека в обществе. Необходимость существования ценностей он объясняет следующим образом: " .Без них жизнь общества была бы невозможна; функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей"[36, с.136].
Теоретическая часть. Общая
характеристика личности младшего школьника
"Младший школьный возраст - период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем о ...
Психологическое наблюдение – метод сбора научной информации
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная обла ...
Фаза «резистенции»
Учитель осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
1.Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
Педагог н ...