Информация » Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе » Исследование межличностных отношений студентов. Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе

Исследование межличностных отношений студентов. Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе
Страница 3

Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.

Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.

Методики катарсиса: психодрама, проективная игра.

Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира — и — Лопеца.

Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем.

Все перечисленные методики, по Л. Френку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач.

Формальные характеристики проективных приемов, не давая оснований для однозначного соотнесения их с какой-то определенной теоретической схемой, тем не менее обусловливают особую стратегию исследования’. Прежде всего, это касается поведения экспериментатора и испытуемого: экспериментатор из нейтрального регистратора ответов испытуемого должен стать его партнером, доброжелательным и понимающим собеседником; испытуемый же в такой ситуации (даже при отсутствии специально поставленной психотерапевтической задачи) переживает своеобразный “катарсис”, Само собой разумеется, успех проективного исследования во многом зависит от личности экспериментатора, его умения расположить к себе испытуемого и ряда других факторов, возникающих в подобном общении.

Большинство проективных методик или проективных “техник”, как их иногда предпочитают называть, не являются, по-видимому, тестами в узком понимании этого термина. Согласно одному из принятых определений, “психологический тест — это стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов целостной личности через вербальные или невербальные образцы ответов или другие виды поведения.[17,18]

В настоящее время далеко не все проективные методики и не в равной степени удовлетворяют критериям. Так, общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективной техники; при этом ссылаются на многочисленные наблюдения и эксперименты, доказывающие влияние на тестовые результаты таких факторов, как пол экспериментатора, ситуативные установки и переживания испытуемого, атмосфера исследования

В настоящее время, когда идет активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, владеющих искусством создавать здоровый психологический климат в коллективе, доказывающих личным примером свои убеждения, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми. Во многом умения и навыки такого коллективного взаимодействия формируются школой.

Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения между людьми носит избирательный характер, которые определяются потребностями человека.

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных в работе задач был проведен констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента: исследование межличностных отношений в группе.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Изучить динамику развития межличностных отношений (ценностно-ориентационного единства и эмоциональной сплоченности) в студенческой группе.

2. Выявить уровень взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений.

Исследование межличностных отношений в группе проводилось со студентами педагогического факультета, пятого курса, в возрасте 21 -22 лет. Оно проходило с помощью социометрической методики (см. приложение №1).

Обработка данных социометрического эксперимента

Обработка результатов социометрического изучения студенческой группы осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах, мы фиксируем выборы студентов. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым учащимся, и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.

Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде карт групповой дифференциации. Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мальчиков, слева - девочек. Мальчиков изобразим в виде кружка, девочек в виде треугольника. Размещение студентов на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться студенты, получившие 5 и больше выборов - 1 группа, второй круг - 2 группа - 3-4 выборов; третий круг - 1-2 выбора; четвертый круг - ни одного выбора.

Страницы: 1 2 3 4 5


Специальные средства воздействия.
Специальные невербальные средства воздействия: а) Пауза; б) Понижение, повышение, усиление, ослабление звука; в) Темп речи. ...

Основные положения психосоматики в позитивной психотерапии
В заключение, стоит заметить об основных положениях психосоматики в позитивной психотерапии. Метод позитивной психотерапии, разработанный Н. и Х. Пезешкиан, основывается на 3-х принципах – надежд, гармонизации и консультирования. На этапе работы с учётом принципа гармонизации используется распределение энергии по 4-м основным сферам жиз ...

Ведение
Агрессия вечна, как энергия или материя. Она принимает самые разные формы и приходит то в виде скрытого намерения, то в виде болезненных фантазий разрушения и насилия. Она затрагивает государства, этносы, поколения. Пожалуй, ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристального внимания, как агрессия. Проблема агрессии детей ...