Потом, соединив линиями выбора учащихся, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления "неразделенной любви".
Следующий этап работы - определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
а) социометрический статус студента в системе межличностных отношений.
Статус студента определяется числом полученных им выборов. Студенты могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 - "лидеры": 5 и более выборов,
2 - "предпочитаемые" - 3-4 выбора,
3 - "пренебрегаемые" - 1-2 выбора,
4 - "отверженные" - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого студента в группе.
Иными словами, на сколько учащийся желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему одногрупники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого учащегося: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный. б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство студентов группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе учащихся с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства студентов в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
г) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого студента, в какой степени студенты разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;
д.) половая дифференциация взаимоотношений.
В результате проведенного социометрического исследования в студенческой группе с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:
В результате статусные категории каждого студента:
в экспериментальной группе:
лидеры - 7 человек.
предпочитаемые - 0 человека.
пренебрегаемые - 7 человек.
отверженные - 1 человек.
Исходя, из полученных данных можно сделать вывод, что в экспериментальной группе 49% студентов имеют благоприятный статус, т. е относятся к первой статусным группе, а 51% имеют третий и четвертый статус.
Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) можно определить как низкий, так как в группе преобладают студенты с неблагоприятным статусом - 51%.
В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты: На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в студенческой группе. После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе большинство студентов имеют неблагоприятный статус (51%), то есть относятся к категориям "отверженные" и "пренебрегаемые. После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации: Необходимо изучить систему личных отношений студентов в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого учащегося в группе благоприятный эмоциональный климат, Нельзя оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
Грамотное, квалифицированное использование современного арсенала психодиагностических средств очевидным образом ускоряет достижение и улучшает качественную составляющую результата работы практического психолога. При этом требование грамотности и квалифицированности использования подразумевает не только теоретическое знание, но и наличие навыков практического применения этих средств в процессе индивидуальной и групповой психологической, социально-адаптационной и социально-педагогической работы.
Детское словотворчество.
- Я - правдун! - заявляет четырехлетний Алеша.
- Фу, какая капота! -морщится от дождя трехлетний Игорек.
- Посмотри, какая букарашка! - умиляется Стасик 3 лет 5 месяцев, глядя на маленького жучка.
Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития ре ...
Отношение Индуизма к суициду
Классический индуизм, самая древняя из существующих религий (три с половиной тысячи лет). Идеальный путь души — как можно быстрее (то есть за минимальное количество перерождений) исполнить свой земной долг и влиться в Великую Пустоту. Индуизм не одобряет суицид, но высшая из каст, брахманы, терпимы и даже благосклонны к суициду, если он ...
Общественная активность: содержание, роль и формы.
Проведенный анализ научно - методической литературы, позволил уточнить различные точки зрения на активность и общественную активность личности и ее развитие. Рассмотрение родового понятия «активность», позволило определиться с собственным педагогическим его пониманием как непрерывного процесса накопления и проявления потенциального в ли ...