Психологические теории темперамента
Страница 3

Многолетнее экспериментальные исследования, проведенные в школе Б. М. Теплова – В. Д. Небылицына, показали, что проявления каждого из основных свойств нервной системы образуют некую совокупность взаимосвязанных друг с другом показателей.

Впервые мысль о существовании общих и частных свойств нервной системы у человека была высказана Б.М.Тепловым еще в 1956г. Он писал, что "у человека менее всего можно ожидать полного совпадения типологических параметров в разных анализаторах, а также в первой и второй сигнальных системах " [4].

В последние годы весьма продуктивные исследования проблемы темперамента проводятся в школе В.С. Мерлина. Автор отмечает, что "свойства темперамента представляют собой определенную динамическую систему" и далее: "свойства темперамента можно определить также как энергетическую характеристику психических свойств" [5].

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей блок афферентного синтеза, принятия решений, исполнения и обратной связи, Русалов выделил четы­ре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компо­нента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмо­циональность (чувствительность). Все эти компоненты темпера­мента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной систе­мы,

а они в свою очередь понимаются как основные характери­стики функциональных систем, обеспечивающих аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, жизненных обстоятельств нервные процессы могут измениться.

Темперамент тесно связан с продуктивностью работы человека. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, однообразия, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Страницы: 1 2 3 4


Проблема интолерантности
Проблема интолерантности в отличие от толерантности изучается, как правило, только в антропологическом аспекте. Основатель психоанализа 3. Фрейд выделял в структуре личности Ид как область бессознательных влечений, Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали. Эго понимается, как часть психического аппарата, которая находится в к ...

Понятие темперамент
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет е ...

Зaключeниe
Нa ceгoдня мы мoжeм кoнcтaтирoвaть, чтo блaгoдaря cинeргeтикe прoизoшлo нe тoлькo прирaщeниe знaний, нo и знaчитeльнo рacширилиcь пoзнaвaтeльныe вoзмoжнocти чeлoвeкa. И этo oбcтoятeльcтвo нaклaдывaeт нa личнocть ocoбыe трeбoвaния. Дeлo в тoм, чтo пoзнaниe cлoжных cиcтeм cущecтвeннo oтличaeтcя oт пoзнaния прocтых, ocoбeннo ecли рeчь идeт ...