Точка зрения формальной логики на процессы мышления не единственная. Более того, есть позиция, в соответствии с которой правильного мышления, описываемого и выделяемого формальной логикой, просто не существует, а так называемое "правильное" мышление – это "мертвое" мышление. Это высказывания, суждения, различные словесные выражения мысли. "Живое", движущееся мышление, которое существует и развертывается в ситуации диалога, полилога и мыслекоммуникации, не возможно описать на основе формальной логики. Это не означает, что логика совсем не нужна и что логики для описания мышления не существует. Существует, но другая, - диалектическая.
Характеризуется она тем, что в соответствии с ее принципами подлинный предмет мышления описывается взаимопротиворечивыми утверждениями: А есть В и одновременно А не есть В.
Один из важнейших принципов диалектической логики утверждает, что законы развития знания определяются выделением подобных двойных высказываний и сведением их в противоречивые пары. И только при выделении подобных противоречивых пар можно говорить о восстановлении истины и правильного взгляда на некий описываемый предмет. Подобные парные высказывания могут быть обнаружены по всему полю содержательных представлений человечества – в каждой дисциплине, в каждой области человеческой практики, в каждом мировоззренческом постулате.
Какое бы предметное утверждение мы ни взяли, для него обязательно найдется парное, его отрицающее.
1. Две параллельные прямые не пересекаются ни в какой точке. – Две параллельные прямые пересекаются в бесконечно удаленной точке.
2. Врать нельзя ни при каких условиях. – Возможна ложь во спасение.
3. Мир познаваем. – Мир непознаваем.
4. В феврале 1917 года в России произошла буржуазная революция. – Не было никакой революции: были заговор и измена. В феврале 1917 года царь был отстранен от власти в результате заговора.
5. Высшая ценность – человеческая жизнь. Человек не должен лишать себя жизни ни при каких условиях. – Допустима и возможна эвтаназия для неизлечимо больных, умирающих в страшных мучениях.
Антиномии (греч. – "противозаконие, или нарушение закона") коренятся в природе самого мышления.
Противоречия – результат человеческой мыследеятельности. Можно сказать, что процесс формирования подобных взаимоотрицающих высказываний в различных областях науки и практики осуществляется общественно-эволюционно-исторически, т.е. люди его специально не строят, но он происходит. Но, т.к. он происходит, можно открыто определенную закономерность или закон, скрывающийся за данным процессом и искусственно, целенаправленно его использовать.
Для использования нужно разобраться в том, что такое мышление, каковы его механизмы, формы организации и как процесс мышления можно строить в различных областях науки и практики, где отсутствую четко выработанные принципы исследования.
Одна из гипотез была выдвинута российскими философами, логиками, психологами, методологами: мышление имеет деятельностную природу и деятельностные механизмы осуществления. Разработанное ими представление о мышлении как о деятельности означало: мышление можно и нужно целенаправленно строить как деятельность, в мышлении можно ставить цели, создавать инструменты, средства и технологии; необходимо постоянно вырабатывать нормы мышления, создавать его схематические, знаково-символические языки, а также анализировать и описывать процессы употребления знаний о мышлении.
При этом под деятельностью не следует понимать произвольно, искусственно конструируемый механизм. По отношению к мышлению не годится принцип "как построим, так и будет". У мышления есть собственная природа, собственная стихия, в которую нужно суметь войти, чтобы ставить цели, преобразовывать продукт, создавать его (речь идет в данном случае о цивилизованной, культурной, духовной природе, за которой стоит тысячелетняя история жизнедеятельности этнических групп и личностей).
Введение.
Актуальность исследования.
Период школьного обучения и то, как обучающийся справляется с проблемами, возникающими в этом процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни. А.Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся всю жизнь и не ограниченный стенами учебного класса.[1] Как индивидуум видит себя в этой жизни, ...
Феноменологические характеристики коммуникации (продолжение)
Лекция №3 (3 октября 2007г.)
ПОЗИЦИИ
1. «лицом к лицу»
при личностно-ориентированном общении ее использовать нельзя, так как она обязывает все время смотреть в глаза, а это го делать нельзя, создает напряженность.
2. «плечом к плечу»
неэффективна при профессиональном взаимодействии, так как не дает возможности получать информацию с ...
Отношение Христианства к суициду
Христианская церковь сформировала негативное отношение к суициду лишь через 500‑600 лет после своего возникновения. Существовало множество спором о допустимости или недопустимости самоубийства. Положение усугублялось тем, что сам Иисус принял смерть добровольно, то есть фактически закончил свое земное существование самоубийством. ...