Работая над развитием своей личности, следует обращать внимание, прежде всего на совершенствование сознания и навыков успешного поведения.
Элемент сознания |
В чем выражается и краткая характеристика |
РЕЧЬ ВИДЫ: 1.внешняя (письменная и устная) 2.внутренняя (фаза планирования поступка) |
Информированность – ценность сообщаемых фактов и способность к общению. Понятливость – взаимосвязь смыслового содержания, языковых особенностей, уровня развития и интересов общающихся. Выразительность – ясность и отчетливость произношения, правильная интонация, умение пользоваться словами и выражениями прямого и переносного значения. |
ВНИМАНИЕ |
Концентрация - качество, определяющие его высокую интенсивность и направленность, на какой либо объект. Направленность – избирательный характер выбора объектов. Устойчивость – длительность сохранения концентрированного внимания. |
ВОСПРИЯТИЕ |
Осмысленность, избирательность, константность – качества, способствующие преднамеренности восприятия. |
ПАМЯТЬ |
Запоминание – процесс закрепления нового, путем связывания его с приобретенным ранее. Цель памяти осмысленное запоминание, а также сохранение, забывание и воспроизведение. |
Элемент сознания |
В чем выражается и краткая характеристика |
МЫШЛЕНИЕ |
Широта – способность охватить весь процесс в целом. Глубина – выражается в умении проникнуть в сущность сложных вопросов, видеть проблему. Самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к посторонней помощи. Гибкость – выражается в свободе мысли от стереотипных действий, в умении быстро менять свои действия в зависимости от изменения обстановки. Быстрота – способность быстро разбираться в новой ситуации, обдумывать и принимать верное решение. Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно проверять все выдвигаемые положения и доводы. |
ВОЛЯ |
Решительность – быстрый, обдуманный выбор цели и определение способов ее достижения. Целеустремленность – подчинение поведения устойчивой цели, готовность отдавать все силы для ее достижения. Смелость – способность преодолевать чувство страха и растерянности. Выдержка, самообладание – способность сдерживать физические и психические проявления, мешающие достижению цели. Мужество – способность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Инициативность – волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Самостоятельность – способность самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения. Дисциплинированность – сознательное подчинения своего поведения общественным нормам и правилам. |
Элемент сознания |
В чем выражается и краткая характеристика |
ВООБРАЖЕНИЕ |
Творческое воображение – создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. |
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА, НАСТРОЕНИЯ |
Фазность – нарастание напряжения, сменяющее его разрешение. Полярность – противоположность переживаемых чувств. Выражение отношения к объекту – положительного, отрицательного или неопределенного переживания. |
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей
Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии, необходимо учитывать как присущие им характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования этих лиц на стрессовую ситуацию, вызванную рождением в семье ребенка с отклонениями в развитии. Переживания, которые испытывают р ...
Неосознаваемые механизмы сознательных действий
К неосознаваемым механизмам сознательных действий относят: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говоря ...
Теория внимания. Внимание, с точки зрения различных
направлений в психологии
Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей фун ...